19 апреля ‘24, Пятница

Историки проверили кровь из отрубленной головы Людовика XVI

Ученые провели анализ ДНК крови, которую они обнаружили в декоративной пороховнице. Предположительно, в этом сосуде хранился один из платков, пропитанных кровью Людовика XVI. Анализ крови показал, что она принадлежала голубоглазому мужчине, который жил в тот период, когда произошли трагические события.

Декоративная пороховница, сделанная из высушенной тыквы, принадлежит итальянской семье, которая владеет предметом по крайне мере с начала XX века (или, возможно, с конца XIX века). Члены семьи обратились к ученым с просьбой провести генетический анализ крови из сосуда. Они рассказали, что прежде чем пороховница попала в руки их семьи, она якобы была преподнесена в качестве подарка Наполеону Бонапарту, который в 1799 году стал первым консулом Франции, а в 1804 году – императором. «Это очень странная история. Сначала мы подумали, что это розыгрыш. Но затем мы решили, что если это все-таки правда, то пороховница имеет большое историческое значение», -- рассказал генетик Давид Петтенер (Davide Pettener) из Университета Болоньи, который принимал участие в анализе ДНК.

Окровавленный платок

Пороховница, которая сегодня оценивается примерно в 500 000 €, украшена портретами основных действующих лиц Французской революции. На ней сохранилась надпись: «Максимильен Бурдалу 21 января окунул свой платок в кровь обезглавленного короля».

21 января 1791 года французский король Людовик XVI был обезглавлен революционерами при помощи гильотины на парижской площади Революции (современной площади Согласия). Согласно свидетельствам очевидцев, после того, как король лишился головы, простой люд бросился к эшафоту, чтобы окунуть свои носовые платки в кровь поверженного монарха и сохранить их на память о великом событии.

Когда ученые получили пороховницу, внутри они не обнаружили никакого платка. Но там сохранилось достаточно много засохшей крови, которую можно было соскрести и получить несколько образцов для исследования. Сотрудники двух лабораторий провели три типа анализов ДНК. Они изучили Y-хромосому (которая наследуется по мужской линии), ген HERC2 (который связан с голубым цветом глаз человека) и митохондриальную ДНК (которая наследуется по женской линии).

Анализы показали, что кровь принадлежала человеку, причем, мужчине, с голубыми глазами. Ученые определили, что эта кровь не могла принадлежать какому-либо животному, кому-либо из исследователей, членам семьи, у которых хранилась пороховница, или кому-либо из генетической базы данных в несколько десятков тысяч человек. Петтенер также отметил, что кровь действительно насчитывает много лет, так что, вполне вероятно, это не подделка.

Где взять королевскую ДНК?

«Теперь нам необходимо найти кого-то из потомков короля или его матери. Или же попытаться получить образец ДНК из сердца сына Людовика XVI», -- рассказал Петтенер.

Сына короля звали Людовик-Карл (Луи-Шарль). Этот мальчик, наследник французской короны (дофин), после смерти отца был признан монархистами и правителями большинства европейских стран новым королем Франции. Однако Людовик XVII фактически не правил. Он умер то ли от болезни, то ли вследствие отравления в возрасте 10 лет в 1795 году. Его сердце было помещено в хрустальный сосуд, который отвезли в королевскую усыпальницу аббатства Сен-Дени (в предместье Парижа). «Получить разрешение французских властей для изучения сердца юного дофина будет сложно, но мы попытаемся», -- рассказал Петтенер.

«Сравнение Y-хромосом из пороховницы и из сердца дофина Людовика-Карла позволит сразу же определить, принадлежала эта кровь Людовику XVI или нет. Ну а пока что мы располагаем лишь одним свидетельством – надписью на пороховнице», -- подвел итог Карлес Лалуэса-Фокс (Carles Lalueza-Fox), биолог из Университета Помпеу Фабра (Барселона), который возглавляет команду исследователей.

Статья «Генетический анализ крови (предположительно) Людовика XVI, короля Франции» («Genetic analysis of the presumptive blood from Louis XVI, king of France») опубликована 12 октября в журнале Forensic Science International: Genetics.