Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

10:58
Москва
25 апреля ‘24, Четверг

Щелкунчика породила безработица рудокопов

Опубликовано
Текст:

Настоящий Щелкунчик обязан своим рождением не только золоченым орехам с елки и Эрнсту Гофману, но и безработице рудокопов из маленького немецкого городка Зайфен.

В 1816 году немецкий писатель Эрнст Гофман опубликовал одну из самых известных рождественских сказок «Щелкунчик и мышиный король». В ней он рассказал историю о девочке Мари и о подаренном ей на Рождество Щелкунчике, который оказался племянником крестного Дроссельмейера, заколдованным Мышильдой. Но всемирную известность волшебная история получила лишь в конце XIX века: в 1892 году Петр Чайковский написал музыку для балета «Щелкунчик», который по сей день имеет успех по всему миру.

Главным персонажем в сказке Гофмана стали декоративные щипцы для орехов, выполненные в виде маленького человечка. Но мало кто знает, что современный образ Щелкунчика появился и распространился по всему миру лишь в 1870-х годах.

Первые щипцы для орехов

Орехи входили в рацион людей с незапамятных времен, и с течением истории человечество придумывало все новые и новые способы раскалывать твердую скорлупу, чтобы добраться до сердцевины. Археологические раскопки показали, что в первобытные времена люди кололи орехи с помощью камней. Такие камни для колки орехов, которые начитывают от 4000 до 8000 лет, исследователи находят и в Европе, и в Америке. Народы, которые занимались собирательством, ели орехи целиком или толкли их для получения ореховой муки или орехового масла.

Древнейшие известные ученым металлические щипцы датируются IV-III веками до н.э. и сегодня выставлены в музее города Тарента (Италия). Археологи находили и более поздние бронзовые щипцы, которые использовали римляне в период между 200 годом до н.э. и 200 годом н.э.

Как кололи орехи в Средние века

В Средние века мастера начали изготавливать железные рычаговые щипцы. Несколько ранних образцов XIII века хранятся в Музее железных изделий в Руане (Франция). Латунные орехоколы появились в Европе в XIV-XV веках. Изначально каждая металлическая деталь щипцов делалась вручную, но позднее появились специальные формы, в которых они отливались. Одним из самых известных производителей латунных щипцов в Средние века стала Англия.

Первые деревянные щипцы -- это два кусочка дерева, соединенные кожаным ремешком или металлической скобой. В XV-XVI веках французские и английские мастера по деревянной резьбе начали создавать красивые щипцы в виде различных фигурок. Ремесленники использовали в основном древесину, которую могли найти в окрестностях, но отдавали предпочтение самшиту, так как эта порода отличалась однородностью фактуры и цвета, а также большой прочностью. А в XVIII-XIX веках ремесленники из Австрии, Швейцарии и Северной Италии ввели моду на деревянные щипцы, выполненные в виде фигурок животных и людей.

Появление щелкунчиков

Щелкунчик Гофмана...А на самом деле Мари потому не отходила от стола с подарками, что только сейчас заметила что-то, чего раньше не видела: когда выступили гусары Фрица, до того стоявшие в строю у самой елки, очутился на виду замечательный человечек. Он вел себя тихо и скромно, словно спокойно ожидая, когда дойдет очередь и до него. Правда, он был не очень складный: чересчур длинное и плотное туловище на коротеньких и тонких ножках, да и голова тоже как будто великовата.
Что касается «щелкунчиков», которых описывает в своей сказке Гофман, то их первые образцы появились и распространились в Зоннеберге в районе Рудных гор (Германия) в 1800-1830-х годах. В «Словаре немецкого языка», составленном братьями Гримм в середине XIX века, «Nussknacker» (Щелкунчик) описан так: «чаще всего имеет форму уродливого маленького человечка, в чей рот вставляется орех и колется с помощью специального рычага».

Образ современного Щелкунчика появился уже несколько позднее. Его родиной стал маленький немецкий городок Зайфен, расположенный у подножья гор в юго-восточной Германии. В начале XIV века в Рудных горах были обнаружены залежи серебра и олова. Сюда начали стекаться поселенцы, которые занялись разработкой рудников и основали Зайфен. С появлением в XVII веке рождественской елки ее стали украшать позолоченными орехами, которые после праздника съедали. Изначально местные жители использовали для колки орехов деревянные щипцы, выполненные в форме головок животных. Но позднее появились и щипцы-человечки, прообразы Щелкунчика. Местность вокруг Зайфена была окружена густыми лесами, в которых росли ель, бук, ольха и липа. Рудокопы в свободное время занимались резьбой по дереву: они вырезали игрушки (в том числе и щелкунчиков), тарелки, пуговицы, ящики и другие полезные в хозяйстве вещи.

В середине XIX века рудные залежи истощились, работы пришлось приостановить, а рудокопам -- искать новые пути заработка. Навыки резьбы по дереву и появление токарных станков позволили им заняться коммерческим производством различных деревянных изделий. Среди множества игрушек и украшений они начали вырезать на продажу и щелкунчиков, которых раньше делали только для себя. Готовые изделия отправлялись на рынки в Дрезден, Лейпциг и Нюрнберг. Вскоре жители Зайфена завоевали репутацию искусных резчиков, а их изделия по всей стране признавались качественными и очаровательными в своей простоте.

«Отец щелкунчиков»

Согласно местной легенде, плотник из Зайфена Фридрих Вильгельм Фюхтнер (1844-1923) создал прототип современного Щелкунчика в 1870-х годах. Он сделал фигурку короля, одетого в кавалерийский костюм и корону, похожую на шляпу рудокопов. Позднее другие мастера подхватили идею Фюхтнера и начали делать щелкунчиков в виде солдат, лесников и полицейских. После Второй мировой войны немецкие щелкунчики стали известны всему миру. Солдаты привозили их домой как узнаваемые сувениры, так как постановки балета «Щелкунчик» Чайковского в разных странах Европы и Америки продолжали привлекать множество зрителей.

Сегодня в Зайфене сохранилось около 100 плотницких частных мастерских, владельцы которых продолжают старые традиции и до сих пор вырезают щелкунчиков, так как популярность маленьких человечков от Рождества к Рождеству только растет.

Реклама