19 апреля ‘24, Пятница

Голубые камни Стоунхенджа приехали из Уэльса

Геологи нашли точное место, откуда первобытные жители Британии взяли часть камней для Стоунхенджа. Открытие породило загадку: место не вписывается в теории о маршрутах и методах перевозки огромных мегалитов на Солсберийскую равнину.

Происхождение голубых камней Стоунхенджа, из которых состоит внутренний круг кромлеха, долгое время привлекало внимание исследователей и вызывало множество споров. В начале 1920-х годов следы одного из видов голубых камней, так называемого «крапчатого долерита», были обнаружены в холмах Пресели (валл. Mynydd Preseli), на севере Пембрукшира. Однако происхождение других камней, главным образом риолитов (или липаритов) и редких песчаников до сих пор было неизвестно.

Доктор Ричард Бивинс (Richard Bevins) из Национального музея Уэльса (валл. Amgueddfa Cymru) вместе со своими коллегами, доктором Робом Иксером (Rob Ixer) из Лестерского университета и доктором Ником Пирсом (Nick Pearce) из Университета Абериствита, изучил химический состав риолитов из Стоунхенджа. В конце концов, исследователи пришли к выводу, что один из изученных ими камней происходят с территории Уэльса.

Голубые камни из холмов Пресели

Термин «голубые камни»используется в Британии в качестве определения камней Стоунхенджа, которые не могли быть добыты поблизости от строительства кромлеха. Это скорее обобщающая характеристика, и она не имеет никакого отношения к терминологии геологов, так как объединяет около 20 разных типов горных пород. Считается, что все эти камни были поставлены на Солсберийской равнине около 2300 года до н.э. Судя по всему, раньше здесь стояло 80 таких глыб, однако до сегодняшних дней дошло всего 43. 30 самых крупных мегалитов, которые входят в состав Стоунхенджа, не относятся к голубым камням, это сарсеновые камни (песчаник).
В работе исследователи применяли обычные методы петрографических исследований, а также проводили сложные химические анализы. Проанализировав образцы из Стоунхенджа и из северного Пембрукшира, ученые нашли соответствие между одним из риолитов и скальными образованиями к северу от гряды холмов Пресели, в местечке Понт Сизон. «Работа больше походила на поиск иголки в стоге сена. Я изучил большую часть, если даже не все типы скальных образований в этих холмах. И теперь мы уверены, что нашли точное место, откуда происходит один из риолитов Стоунхенджа, тем более что сегодня мы можем сравнивать разные горные породы по целому ряду признаков, а не по одной-единственной характерной черте, как это было в начале XX века. Теперь мы пытаемся выяснить, откуда в Стоунхендж могли попасть другие вулканические и песчаниковые камни», -- рассказал Бивинс.

Ученые опять не знают, как перевозились мегалиты

В последние годы большинство археологов опирались на предположение, что люди эпохи неолита имели веские причины для перевозки каменных глыб, вес которых достигал четырех тонн, из северного Уэльса к месту строительства кромлеха, и что у них были технические возможности проводить такие трудоемкие операции. «Последнее открытие имеет большое значение и, возможно, дает нам новую информацию о том, как именно и даже почему уэльские голубые камни были перевезены на Солсберийскую равнину. Раньше утверждалось, что люди спускали крапчатый долерит с холмов Пресели к водному пути Милфорд Хейвен, а затем переплавляли их по Бристолькому заливу и реке Эйвон. Однако сделанное нами открытие вызывает сомнение в таком маршруте. Так как камни добывали к северу от холмов, то вряд ли люди стали бы сначала поднимать их наверх, а затем спускать с другой стороны, чтобы попасть к Милфорд Хейвену. Если эти люди имели толику здравого смысла, то им нужно было найти какой-то другой, более легкий путь. Однако есть и другая теория, согласно которой обломки горной породы из Понт Сизон попали в район Стоунхенджа благодаря движению ледовых щитов во время последней ледниковой эпохи. И тогда Понт Сизон не имеет прямого отношения к строительству кромлеха», -- объяснил сложность проблемы доктор Бивинс.

Исследователь Стоунхенджа и профессор археологии из Университета Шеффилда Майк Паркер Пирсон (Mike Parker Pearson) назвал открытие геологов очень важным. «Результаты исследования вынуждают нас пересмотреть наши прежние выводы о маршруте транспортировки голубых камней, а также дают нам возможность выяснить в дальнейшем происхождение и всех остальных мегалитов Стоунхенджа. На мой взгляд, ученые сделали еще один важный шаг в понимании того, почему эти таинственные камни были так важны для людей неолита», -- высказал свою точку зрения профессор.

Результаты исследования опубликованы в последнем номере Journal of Archaeological Science.

Мишустин поручил до 25 декабря подготовить комплекс мер по развитию судостроения