28 марта ‘24, Четверг

В Южной Америке нашли древнейшие ткани

Ученые пришли к выводу, что фрагменты тканей и веревок, обнаруженные в одной из перуанских пещер, изготовлены около 12 000 лет назад. Это древнейшие образцы текстильного производства, когда-либо найденные на территории Южной Америки.

Находка была сделана около 30 лет назад в пещере Гитарреро, расположенной высоко в Андах. Возраст других предметов материальной культуры, найденных вместе с фрагментами тканей, сразу был определен примерно в 12 000 лет. Однако датировка тканей не проводилась, и ученые ставили под сомнение их возраст в несколько тысячелетий. И лишь недавно команда исследователей, которую возглавил археолог Эдвард Джоли (Edward Jolie) из Колледжа Мерсихерст (Пенсильвания, США), смогла положить конец спорам.

Пещера в течение тысячелетий подвергалась геологическим изменениям, и в ней часто бывали люди, поэтому фрагменты тканей могли относиться к любому периоду – и более раннему, и более позднему. Более того, радиоуглеродный анализ найденных в пещере объектов (костей, обсидиана и угля), не мог дать точную датировку. По словам Джоли, анализ угля мог привести к переоценке возраста археологического памятника.

«Датировка текстильных образцов позволила нам точно установить их возраст, а также время, когда в высокогорных областях Анд появился человек», -- добавил Джоли. Его команда использовала новейшие методы радиоуглеродного анализа (в том числе исследователи провели высокоэнергетическую масс-спектрометрию на ускорителях частиц), и пришла к выводу, что изученные образцы тканей были созданы 11 080-12 100 лет назад.

Кто был ткачом?

Среди текстильных образцов есть фрагменты тканой материи, которая могла использоваться для изготовления мешков, корзин, настенных или напольных покрывал или же в качестве постельных принадлежностей. Возможно, они попали сюда благодаря жителям «низин», которые временно перемещались в высокогорные районы в теплое время года.

«Пещера Гитарреро расположена не слишком высоко, в умеренной климатической зоне. Это идеальное место для стоянки по дороге в высокогорные районы», -- отметил Джоли. Временные перемещения предшествовали тому этапу, когда люди начали создавать в Андах постоянные поселения (около 11 000 лет назад). Переход от кочевой к оседлой форме жизни стал возможен благодаря потеплению и отступлению ледников – люди, наконец, смогли постоянно жить в высокогорных районах.

Исследователи предполагают, что среди первых поселенцев в Андах были и женщины. Связка обработанных растительных волокон, найденная в пещере, свидетельствует, что ткачеством занимались на месте. «Если опираться на то, что мы знаем о ткачестве и плетении корзин из истории других археологических культур, есть большая вероятность того, что эту работу выполняли именно женщины», -- подчеркнул Джоли.

Результаты исследования опубликованы в апрельском номере Current Anthropology.