28 марта ‘24, Четверг

Археологи разделали бизона

Французские археологи разделали бизона с помощью каменных орудий первобытного человека. Для этого они изготовили точные копии инструментов, взяв за образцы орудия неандертальцев, которые насчитывают около 50 тыс. лет.

Исследователи из Национального института превентивной археологии (INRAP), Национального центра научных исследований (CNRS), из университетов в Бордо и Тулузе, а также сотрудники министерства по культуре работали в рамках научной программы «Следы и люди» («Des Traces et des Hommes»). Эксперимент они провели на территории коммуны Вильмюр-сюр-Тарн. К работе были привлечены разные ученые, которые занимаются изучением истории первобытного общества, в том числе археозоологи, специалисты по каменным орудиям и трасологи, которые изучают микроскопические следы на орудиях и костях животных.

Для эксперимента выбрали старую самку бизона. Животноводы из Севенн отдали ученым животное, которое в любом случае собирались усыпить. Правда, эта самка относится к американским бизонам (Bison bison), которые несколько отличаются от европейских (Bison bonasus) или доисторических (Bison priscus). Европейские бизоны, известные также как зубры, сегодня охраняются, а доисторические уже давно вымерли. Однако морфология всех трех видов достаточно похожа, чтобы ученые смогли получить в ходе эксперимента релевантные результаты.

Что хотели выяснить «экспериментаторы»?

Ученые попытались понять, какие именно движения должны были совершать неандертальцы при разделывании бизона, а также выяснить, какие орудия удобнее всего использовать при резке мяса, костей или кожи. Благодаря данным, полученным в ходе археологических раскопок, исследователи уже воссоздали некоторые технические навыки неандертальцев. Например, они выяснили, как именно древние жители Франции затачивали камни для разделки туши животного. Ход эксперимента тщательно фиксировался с помощью видео- и фототехники, а также записывался вручную. Отметины, которые в ходе работы должны были появиться на каменных орудиях, будут в дальнейшем изучены с помощью электронного микроскопа. Затем полученные данные сравнят с теми, которые собрали трасологии в ходе изучения оригинальных орудий, насчитывающих около 50 тысяч лет.

Проведение эксперимента было связано с тем, что ни этнографические исследования, ни данные археологических раскопок не могут дать ответы на многие вопросы. Например, сколько нужно времени, чтобы снять шкуру бизона или полностью его разделать? А сколько каменных орудий необходимо для выполнения этой задачи? Или, какие именно орудия наиболее эффективны – кварцевые или кремниевые?

На юго-западе Франции ученые обнаружили немало стоянок неандертальцев, на которых сохранились кости бизонов и каменные орудий. Среди самых известных – Кудулу (департамент Ло) и Моран (департамент Верхняя Гаронна). Судя по всему, некоторые группы неандертальцев специализировались на охоте на бизонов. Вес некоторых бизонов составлял больше тонны, и такая добыча могла обеспечить пищей небольшую группу неандертальцев в течение нескольких недель. Возможно, эти древние жители Франции даже придумали какой-то способ, чтобы сохранять мясо животного в течение долгого времени. Вероятно, когда-нибудь ученые попытаются реконструировать и этот процесс.

Инфаркт вылечат по телефону: телемедицина на примере Новой Зеландии