16 апреля ‘24, Вторник

Редкие высокогорные мартышки изменили себе с павианами

Генетический анализ недавно найденного в горных лесах мангабея показал, что одна из двух сохранившихся популяций этого примата изменяла своим сородичам с павианами.

В горах

Горного мангабея (Rungwecebus kipunji) обнаружили в 2003-2004 годах в лесах Танзании сразу две разные экспедиции. Они искали некий новый вид обезьян, который, по описаниям местных жителей, не соответствовал никакому из известных науке. Они называли его «кипуджи». В 2005 году вид был описан учеными -- коричневая мартышка с черной мордочкой, длиной чуть меньше метра, чья жизнь проходит, в основном, на деревьях. В природе живет примерно 1100 кипуджи. Причем ареал их обитания всего около 17 квадратных километров. Одна из популяций численностью около тысячи особей живет на юге Танзании в лесном массиве Ндулулу, другая, численностью около 100, -- примерно в 400 километрах от Ндулулу в горном районе Удзунгва. Неудивительно, что сразу после открытия вид попал в Красную книгу.

Страницы истории

Чтобы узнать побольше о новых животных, ученые провели генетические анализы. Оказалось, что в ДНК популяции Ндулулу есть фрагменты, характерные для генома павианов. Впрочем, по словам одного из исследователей, Билла Стэнли (Bill Stanley) из Музея естественной истории в Чикаго (Natural History in Chicago), статуса вида их никто лишать не собирается. Просто на раннем этапе своей истории они обменивались генетической информацией с павианами. А вот у популяции Удзунгва генетических следов павианов не обнаружено. По всей видимости, они хранили чистоту своего рода. Более подробно рассказать что-то о том, как эти факторы сказались на судьбе вида, является ли разная численность следствием отношений с павианами, исследователи не могут.Пока же ученые просят обратить внимание на судьбу горных мангабеев. И без того малая суммарная территория их обитания постоянно уменьшается. Леса в этом месте деградируют и вырубаются на дрова.Результаты работы опубликованы в журнале Biology Letters.

Эффект порадует дачников: вот зачем нужно застилать грядки газетами