22 апреля ‘19, Понедельник

Рак могут начать две мутации в разных клетках

Чтобы появилась раковая опухоль, патогенным мутациям не обязательно возникать в одной клетке. Достаточно по одной мутации в двух клетках. Исследователям из Йеля удалось доказать страшную теорию в опытах с дрозофилами.

Рак -- заболевание, которое сейчас очень активно изучается. Находятся все новые его причины, механизмы, способы лечения. До недавнего времени большинство ученых считало, что опухоль начинает развиваться из-за мутации в одной клетке, однако медики под руководством доктора Тянь Сюя (Tian Xu) наглядно убедились, что все гораздо сложнее.

Две в одной и по одной в двух

Чтобы наблюдать процессы канцерогенеза, ученые вырастили мутагенные клетки в организме мухи-дрозофилы (Drosophila melanogaster). Ученые знают, что развитие опухолей вызывает мутация гена RAS, при которой начинает формироваться канцерогенный белок, и гена scrib, блокирующей противоположный процесс. Как только гены RAS и scrib начинают работать неправильно, развивается злокачественная опухоль. Но настоящим открытием оказалось то, что опухоль развивается, если во взаимодействие вступают клетки, в первой из которых мутировал ген RAS, а во второй -- scrib. «Плохие новости в том, -- говорит доктор Сюй, -- что накопить в ткани две клетки с разными мутациями вероятнее, чем сразу две в одной клетке». И контакт, как короткое замыкание, дает начало страшному процессу.

Стресс для организма

Еще одним открытием стало то, что рост опухоли ускоряется, если организм мушки поврежден. Все дело в том, что вещества, участвующие в процессах роста, активнее вырабатываются и передаются при травмах. Впрочем, здесь многое понятно и без сложных исследований – если у человека одно недомогание, бороться с ним легче, чем сразу с несколькими.

Кажется, мы стоим на пороге понимания глубинных процессов, лежащих в основе онкологических заболеваний. Недавно ученые поняли, с каких клеток начинается редкое заболевание тасманских дьяволов. Ну а чтобы хоть немного снизить риск заболеваемости, стоит меньше смотреть телевизор. Какая зависимость между этими факторами, ученые пока сказать не могут, но уверены в ее существовании.

Результаты работы опубликованы в журнале Nature.