29 марта ‘24, Пятница

В Млечном пути найден неизвестный объект

Астрономы представили первую карту источников гамма-излучения на небе, полученную с помощью новейшего космического телескопа Fermi. Аппарат уже увидел несколько новых объектов, в том числе внутри Млечного Пути.

Группа исследователей, работающая с телескопом Fermi, опубликовала полную карту звездного неба в гамма-лучах. В ее основу легли данные, полученные двухтонным инструментом LAT (Large Area Telescope) с 4 августа по 30 октября 2008 года. Уже сейчас на карте видны белые пятна – объекты, о которых пока неизвестно ничего.

Аппарат запустили 11 июня 2008 года. В настоящий момент инструмент LAT каждые три часа проводит полное обследование звездного неба -- на первый год миссии это основная задача мощного гамма-телескопа.

Карта рассекается пополам горизонтальной полосой. Это гамма-всплески из плоскости галактики Млечный Путь. Пока исследователи выделяют пять мощнейших источников гамма-излучения в нашей Галактике и пять – за ее пределами.

В нашей Галактике:

Солнце. Пожалуй, наименее интересный объект. Его единственная особенность -- оно активно перемещается в поле зрения Fermi. За время наблюдения оно описало дугу в правой верхней четверти изображения.

LSI +61 303. Двойная система в созвездии Кассиопея, расположенная на расстоянии 6500 световых лет (один световой год примерно равен 9,5 трлн километров) и дающая сильнейшие всплески каждые 26,5 дней.

PSR J1836+5925. Нейтронная звезда в созвездии Дракона. Была открыта при помощи телескопа Fermi.

47 Тукана (NGC 104). Шаровое скопление звезд в созвездии Тукана, расположенное на расстоянии примерно 15000 световых лет и имеющее диаметр 120 световых лет.

Также  исследователи отмечают неизвестный объект в пределах Млечного Пути, получивший обозначение 0FGL J1813.5-1248. Он находится в хвосте созвездия Змеи и обнаружен телескопом Fermi. Более детально судить о нем специалисты пока не решаются.

За пределами Млечного Пути:

NGC 1275. Галактика в созвездии Персея. Находится на расстоянии примерно 223 млн световых лет от Земли.

3C 454.3. Блазар, то есть мощный источник излучения во всех длинах волн, связанный с наличием сверхмассивной черной дыры в центре Галактики. Находится от Земли на расстоянии 7,2 млрд световых лет. За время наблюдения оказался самым ярким объектом подобного типа.

PKS 1502+106. Еще один блазар, расположенный на расстоянии примерно 10,1 млрд световых лет от Земли. Он находится в созвездии Волопаса и дал один мощный всплеск за время наблюдения.

PKS 0727-115. Объект, находящийся в плоскости галактики Млечный Путь, но находящийся далеко за его пределами. Удаленность от Земли оценивается в 9,6 млрд световых лет.

Также в пятерку самых мощных попал и объект, получивший обозначение 0FGL J0614.3-3330. Он был открыт в 90-е годы, однако его природа до сих пор неясна.

Всего на карту нанесены 205 ярчайших источников гамма-излучения, в число которых попали и недавно открытые. А к концу 2009 года ожидается подробный каталог, составленный по данным Fermi.

АвтоВАЗ начал сборку «Гранты» в Азербайджане