14 декабря ‘18, Пятница

Российские ученые выяснили, где прячется водород на Луне

Российские ученые сделали сенсационное открытие. Они указали на потенциальные локации воды на Луне, причем совсем не там, где считалось ранее.

Российские ученые -- создатели прибора ЛЕНД на борту «лунного орбитального разведчика» LRO умело воспользовались уникальными свойствами орбиты, на которой аппарат находился в фазе летных испытаний. Благодаря крайне небольшой высоте самой низкой точки орбиты и ее расположению над южным полюсом Луны ученые под руководством Игоря Митрофанова из Института космических исследований РАН смогли изучить распределение водорода по лунной поверхности в небывалых подробностях.

При помощи прибора ЛЕНД с высоты 30 км специалисты выявили участки, наиболее богатые водородом, а значит, вероятно, и водой в той или иной форме.

К удивлению специалистов, таковыми оказались вовсе не «холодные ловушки» на дне вечно затененных кратеров, а совершенно иные участки поверхности Луны. Среди них окрестности кратера Кабеус; именно на основании этих данных команда LCROSS приняла решение сбросить туда разгонный блок Centaurus и сам зонд.

Ученые отмечают, что они пока обнаружили только водород, а в какой форме он там находится -- протонов солнечного ветра, льда или каких-то иных соединений, пока сказать не могут. Тем не менее доминировавшая до сих пор теория, согласно которой большая часть льда могла быть доставлена ударами комет и осесть в «холодных ловушках», опровергнута.

В настоящее время аппарат LRO успешно завершил фазу летных испытаний и приступает к работе. Все оборудование, в том числе и российский инструмент ЛЕНД, работает нормально.

О результатах работы российские ученые доложили на международном совещании ХЕНД-2009 21 сентября.