29 марта ‘24, Пятница

Атмосферу Марса уносит солнечный ветер

Международная группа ученых опубликовала новые данные о потере Марсом атмосферы. Львиная доля частиц покидает Красную планету во время пиков солнечной активности.

Европейские ученые из Университета Лейстера (University of Leicester) и Шведского института космической физики (Swedish Institute of Space Physics) в 2007-2008 годах наблюдали 41 всплеск активности Солнца. И в 36 случаях смогли зафиксировать, что происходит при этом на Марсе. Оказалось, что в среднем отток частиц из атмосферы увеличивается в 2,5 раза.

Есть ли жизнь на Марсе

Современные данные все больше убеждают людей в том, что когда-то очень давно Марс не был похож на красную пустыню. Данные аппарата Mars Odyssey позволили увидеть резкую границу в содержании ряда металлов, например калия. Разница показывает, что на ближайшей к нам планете некогда была береговая линия. И значит, жидкая вода на Марсе тоже была. Ученые предполагают, что океан был покрыт слоем льда, а наполнялся водой талых ледников, поплывших из-за вулканических извержений. Впрочем, в деталях и подробностях окончательной ясности нет.

Была у Марса и более насыщенная атмосфера, но ее унесло ветром. Солнечным.

Солнечный ветер сдул атмосферу

Каждую секунду Солнце теряет от 300 до нескольких миллионов тонн вещества. Это поток ионизированных частиц, главным образом электронов, протонов и ядер атомов гелия (альфа-частиц), который распространяется во все стороны. С одной стороны, когда он взаимодействует с магнитным полем Земли, жалуются метеочувствительные люди. С другой -- именно солнечный ветер, взаимодействуя за границами Плутона с галактическим веществом, защищает нас от него. Так что он очень важен для существования жизни на Земле. Но вместе с тем его стоит признать и важным фактором для отсутствия жизни на Марсе.

Магнитное поле Красной планеты слабое и неоднородное. Это связывают с тем, что его ядро полностью или частично остановило свое вращение. И если на Земле заряженные частицы взаимодействуют с магнитным полем, то на Марсе они просто проникают глубоко в атмосферу, взаимодействуя с имеющимися там молекулами. Энергии хватает не только на то, чтобы передать нужный импульс марсианской молекуле, но и на то, чтобы продолжить свой путь.

Один из инструментов аппарата Mars Express позволяет фиксировать потоки плазмы. Его усилиями ученые видят, что уходят от Марса ионы водорода, кислорода и ряд других. По оценкам ученых, каждую секунду с Марса улетает около одного килограмма бесценной атмосферы.

Результаты работы опубликованы в журнале Geophysical Reseach Letters.