Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

18:32
Москва
28 марта ‘24, Четверг

Юрий Припачкин: мы готовы к IPO в любой момент

Опубликовано
Текст:

Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Телекоммуникации оказались кризисоустойчивыми -- рынок показал 15% роста в 2009 году и покажет 20% в 2010-м, отмечает совладелец «Акадо» Юрий Припачкин. В интервью Infox.ru он рассказал о модернизации сетей, переговорах с инвесторами, возможном уходе кабельных каналов из России и преимуществах жизни в деревне.

Предложение, от которого нельзя отказаться

-- Юрий Игоревич, с какими финансовыми результатами компания вышла из 2009 года?

-- Мы сейчас имеем предварительные результаты. Констатируем, что рынок вырос для нас процентов на пятнадцать. Результаты 2009 года нас очень обнадежили. Несмотря на общий кризис, и b2b (сегмент корпоративных клиентов. -- Infox.ru), и b2c (сегмент клиентов-домохозяйств. -- Infox.ru) показывают рост. И с точки зрения финансового объема, и с точки зрения клиентов. Это свидетельствует о двух вещах: рынок оказался кризисоустойчивым, и технологии, сервис и услуги «Акадо» оказались востребованными. Поэтому мы считаем 2009 год успешным.

-- Чем вы объясняете кризисоустойчивость рынка?

-- Несмотря на достаточно сложное экономическое положение, наши услуги, которыми пользуются люди, являются приоритетными , первоочередными. Какой бы ни был кризис, мало кто может себе отказать в просмотре телевизора, какой бы ни был кризис, мало кто откажет себе в использовании интернета. Также никакие компании, банки и государственные учреждения не могут работать без собственных сетей. Поэтому по определению телекоммуникации сами являются кризисоустойчивыми, и конкретно те услуги, которые оказывает «Акадо», находятся на переднем плане.

-- Изменился ли ARPU -- средний доход с абонента?

-- И ARPU тоже увеличился. За счет того, что были введены новые услуги, и потребление оказалось даже выше расчетного. Дело в том, что когда человек подключается к услугам «Аккадо» для физических лиц, то, подключившись к одному пакету, он начинает потреблять дополнительные услуги. Сама структура сервиса такова, что, чем больше ты подключаешь, тем меньше платишь, и в среднем ARPU растет.

CSTBВ 2010 году CSTB будет проходить двенадцатый раз. Выставка открылась 2 февраля.
Чем отличается наш сервис от многих других? Мы приходим в семью, в семье есть разные поколения, достаточно большое количество телевизоров -- статистика показывает, что в среднем уже больше двух. Соответственно, каждый член семьи может выбрать услугу для себя. Дети хотят иметь детские каналы, взрослые – спорт, документальные каналы и так далее. Цифровое телевидение дает возможность выбора, так же как и Интернет, дает свободу выбора. Поэтому эти две услуги являются драйвером продаж.

«Акадо» очень серьезно поднял качество сервиса в 2009 году. Прошли и капитальные вложения, и организационные мероприятия. У нас были проблемы в конце 2008 года, но мы их успешно решили в 2009 году.

-- Бюджет на 2010 год сформирован? Утверждена ли инвестиционная программа?

-- Бюджет принят. Утверждена инвестиционная программа, она по-прежнему достаточно серьезная, около 2,5 млрд рублей.

-- Предполагается модернизация сети?

-- Предполагается наращивание услуг, предполагается введение новых стандартов, таких как, например, DOCSIS 3.0 (стандарт передачи данных по телевизионному кабелю с возможностью расширения канала. – Infox.ru). Предполагается расширение интерактивности, повышения качества сервиса.

-- Планы по развитию в регионах по-прежнему заморожены?

-- Пока -- на начало 2010 года – да. Мы вернемся к этому вопросу в середине 2010 года, когда будет более или менее ясна ситуация с региональным развитием. Потому что базовой областью, где мы работаем, является Москва. Здесь наиболее высокий спрос, и ARPU соответственно, наиболее высокие отдачи инвестиций. В регионах все это гораздо скромнее.

Всегда готов

-- Ранее акционеры «Акадо» планировали продать миноритарный пакет компании. Сейчас планы изменились?

-- Знаете, мы занимаемся этим последние три года. Не секрет, что мы единственная компания в этом секторе, которая котировалась на бирже NASDAQ. Мы оттуда ушли, выкупив пакеты у миноритариев, и сразу планировали осуществить реструктуризацию, сделать покупки и вернуться на биржу. Но с 2008 года было понятно, что на биржу мы не вернемся, и, тем не менее, мы готовы к такого рода сделкам. Это либо IPO, либо приход миноритария, либо стратегического инвестора, партнера, с которым можно было бы в том числе развивать регионы. Для нас это нормальная деятельность, как и для любой другой компании, которая уже имела биржевой опыт, которая понимает, как работать с инвесторами, у которой есть механизмы отчетности в том числе. Потому что работа на NASDAQ достаточно сложная, учитывая все требования американского законодательства. Вся инфраструктура общения с инвесторами у нас есть, мы никогда эту деятельность не останавливали. Но, конечно, 2009 год в этом плане был годом более тяжелым, потому что инвесторы испытывали определенные проблемы. В начале 2010 года мы констатируем очень серьезный рост интереса. В том числе со стороны инвесторов, которые никогда не инвестировали в телекоммуникации, но сейчас понимают, что это действительно эффективная кризисоустойчивая модель. Поэтому мне кажется, что 2010 год будет годом активного инвестиционного движения в этой отрасли. Мы, конечно, в стороне не будем.

-- Интригующий ответ. Собираются инвестировать люди, которые никогда не вкладывали деньги в телеком?

-- Да, конечно. Дело в том, что очень много инвесторов стоят перед вопросом: куда вкладываться? Если раньше люди занимались, например, строительным бизнесом или недвижимостью, все понимают, что в ближайшие год-два дела там не будут идти так быстро, как раньше. А деньги не могут сидеть без движения. А выбор достаточно небольшой для инвесторов. Либо нефтегазовый сектор, либо небольшое количество банков, либо телекоммуникации.

-- Вы могли бы очертить круг возможных инвесторов «Акадо»?

-- Нет, конечно. Он безграничный. В настоящем вопросе у нас есть преимущество, потому что гораздо меньше круг проектов, куда эффективно вкладывать деньги, чем круг инвесторов.

-- Получили ли вы предложения о покупке акций от «Связьинвеста» или «Национальных телекоммуникаций»?

-- Мы получаем предложения в среднем раз в неделю -- разные, и это нормально.

-- Кто проводит оценку финансового состояния компании?

-- Достаточно давно Goldman Sachs, он выполняет соответствующие работы.

-- А «Связьинвест» или «Национальные телекоммуникации» поводят due dilligence «Акадо»?

-- Есть механизмы, которые определяют правила игры на этом рынке. Одним из механизмов является наличие инвестиционных банков, которые берут на себя всю переговорную деятельность. Поэтому у нас есть front office в лице этого банка, и он ведет всю работу.

-- IPO «Акадо» – это, на ваш взгляд, не совсем закрытая тема?

-- Совершенно не закрытая. Считаю ее достаточно эффективной. Посмотрите опыт «Русала»: при всех проблемах, даже если первый день прошел не так эффективно, как хотелось бы, тем не менее, они разместились полностью. Потому что люди верят в такие стратегические проекты. Да, может быть, сейчас в ближайшие полгода будет провал. Но в целом будет эффективный коэффициент вложения. Вот, в телекоммуникациях, думаю, и этого провала не будет. Потому что количество предложений гораздо меньше, чем количество денег, которые там крутятся.

-- Вы не исключаете, что «Акадо» возобновит подготовку к IPO?

-- Мы всегда готовы. Наше уникальное отличие от других компаний в том, что мы были на бирже, мы оттуда ушли сознательно, потому что нам нужно было проводить большое количество сделок M&A. А их трудно проводить с учетом американского законодательства и большим количеством миноритариев -- физических лиц. Поэтому мы провели, и мы готовы к IPO в любой момент.

-- Вам интересны азиатские деньги, например, размещение в Гонконге?

-- Деньги не имеют национальности. Вопрос в их выгоде и эффективности.

-- Завершены ли переговоры о продаже здания офисного центра на Варшавке?

-- Была такая идея, но мы от нее отказались, потому что не видим такого эффективного предложения. Нам нет необходимости привлекать деньги такой ценой. Компания успешно справляется со своими обязательствами, эффективно развивается, имеет возможность для капитальных затрат.

Цифровая революция не вписывается в законы

-- Расскажите, в чем суть рамочного соглашения между Российским авторским обществом (РАО) и Ассоциацией кабельного телевидения России (АКТР), президентом которой вы являетесь?

-- Соглашение подготовлено. Оно находится в РАО, они выразили согласие его подписать, но есть внутренние механизмы, которые они должны пройти. Рассчитываю, что в первом квартале этого года мы его подпишем.

-- В чем суть соглашения?

-- Суть – это определенный механизм и база, с которой платятся авторские вознаграждения для компаний, которые занимаются вещательной деятельностью. Если они занимаются ретрансляционной деятельностью, то не возникает базы для авторских отчислений. Раньше позиция РАО была в том, чтобы платили все. В последнем варианте -- если оператор кабельного телевидения занимается производством собственного канала, видео по запросу, имеет вещательную лицензию, тогда возникает тема. Мы определили максимально возможный размер вознаграждения.

-- Угрожает ли «Акадо» ситуация с лицензиями на рынке кабельного телевидения?

-- «Акадо» не угрожает, потому что компания имеет соответствующие лицензии, прошла проверки Россвязьнадзора и других органов. Но в целом, если говорить о рынке для кабельных операторов, – такая проблема есть. И мы как ассоциация кабельного телевидения с этим работаем. Вы знаете, наверное, последнее мое письмо телекомпаниям, в том числе зарубежным, о необходимости привести их деятельность в соответствие российскому законодательству. Оно имело достаточно серьезный эффект. Мы получили около трех четвертей откликов со стороны этих компаний. Почти все они подтверждают, что приведут свою деятельность в соответствие российскому законодательству. Стимулом для иностранных компаний явилась проблема нарушения местного законодательства с точки зрения получения доходов на территории другой страны при нарушении закона этой страны. Это достаточно серьезная юридическая тема, никто не хочет попадать на нее. Одно дело, когда они просто нарушают российское законодательство, другое – когда они декларируют доходы, получаемые с нарушением российского законодательства.

-- Есть претензии со стороны западных правоохранительных органов?

-- Таких претензий нет, но сама тема, которую мы подняли, оказалась крайне неожиданной и неприятной. Мы рассчитываем, что они либо приведут свою деятельность в порядок, хотя бы подадут заявки в АКTР к марту 2010 году, либо прекратят вещание. Позиция операторов кабельного телевидения по этому поводу единогласна.

-- В связи с этим планируются ли поправки в соответствующие законы?

-- Мы как общественная организация подготовили поправки в закон «О связи» и закон «О СМИ». Вообще, если говорить о цифровизации, то главной задачей сейчас является создание нормативной базы, позволяющей описать этот процесс. Существующее законодательство описывает процесс эфирного аналогового телевидения, сложившегося в 60-70-е годы. А цифровая революция – это не просто замена аналогового передатчика на цифровой. Это в первую очередь изменение всей системы отношений в структуре – «абонент, компания связи, телерадиовещательная компания или агрегатор контента, обладатель прав и рекламодатель». Во всей этой цепочке необходимо выстроить нормативную базу. Мы являемся инициатором этих процессов, потому что для операторов кабельного телевидения – это их жизнь, возможность получения дохода. И они хотят получать этот доход правовым путем. Думаю, что работа в течение 2010 года будет сложной, потому что много разных интересов. Иначе очень трудно успеть к 2015 году выполнить все задачи.

-- Расскажите о сути поправок в закон «О связи».

-- Мы предлагаем кардинальное решение. Лицензировать деятельность в области кабельного телевидения, может быть, не совсем разумно. Дело в том, что лицензии нужны там, где конечный эфир, где есть частоты. У оператора кабельного телевидения частот нет. Есть только агрегатор или производитель контента, есть транспорт в лице кабельного оператора, и есть абонент. И внутри кабеля выделять частоты совершенно бессмысленно. Надо декларировать, что все СМИ, которые производят контент, являются легальными. Надо декларировать, что оператор связи должен работать только с легализованными СМИ. И надо декларировать права абонента с точки зрения получения качественных услуг и возможности влияния на контент-агрегатора и на производителя контента.

С этой точки зрения уходит разница между каналами с точки зрения абонентов и операторов. Федеральные каналы, местные каналы или каналы кабельного телевидения -- они становятся в равную плоскость. У них у всех одинаковое качество сигнала, возможность доступа. Дальше борьба пойдет за качество контента.

Это очень интересный, важный процесс, который в том числе приведет к изменению экономической модели существования эфирных каналов. Потому что большинство эфирных каналов таковыми уже не являются. Они все распространяются через кабельные сети. Так называемые дециметровые каналы, они, по моей оценке, имеют эфирную абонентскую базу около 15 процентов по стране. В основном они работают по соглашению с кабельными сетями и фактически являются кабельными каналами.

Для того чтобы построить правильную экономику, нужно правильно ее нормативно описать. В том числе чтобы пришли деньги. Инвестиционные деньги придут туда, где описаны правовые отношения, где снижаются риски. Это общая задача -- и операторов, и производителей контента, и рекламодателей. Сейчас идет дискуссия на эту тему, уверен, что 2010 год принесет результаты.

-- А какие поправки подготовлены в закон «О СМИ»? Насколько я знаю, по новой редакции движения нет, депутаты признают, что законопроект под сукном.

-- Наша позиция с точки зрения взаимодействия со СМИ очень простая. Мы хотим иметь дело с легализованными СМИ. Мы хотим иметь дело с четким описанием процессов, например, что является законным и незаконным с точки зрения эротических услуг. Это вечно больная тема – отличие порнографии от эротики. Хотелось бы, чтобы это было четко описано.

Мы хотим иметь понимание, что операторы кабельного телевидения были бы и операторами связи и СМИ. Но при этом мы не хотим попадать в ситуацию, когда ограничивается количество лицензий в одни руки. Известная тема – каждый оператор может обладать не более чем двумя лицензиям. Это тоже из прошлого, когда это было привязано к эфирным каналам. Давали не более двух частот в одни руки. Это бессмысленно, когда у тебя 200-300 каналов. Зачем идти путем регистрации каких-то компаний, регистраций на них СМИ. Бизнес все равно уходит в тень в какой-то степени. Несовершенство нашего законодательства приводит к наличию большого количества моделей бизнеса. Мы считаем, что в основе экономики лежат правовые отношения. Хотелось бы, чтобы они были четко описаны.

-- Универсальная лицензия – это выход из ситуации?

-- Да, конечно, в том числе. Это совместное решение, которое, в общем-то, всех устраивает. Вопрос в том, чтобы быстрее ее внедрить. Но при этом нужно внести изменения в законы «О СМИ» и «О рекламе».

-- Можно услышать ваши оценки о рынке широкополосного доступа в интернет (ШПД) в 2010 году?

-- Я думаю, что рынок продолжит рост. Думаю, что рост будет увереннее, чем в 2009 году. Думаю, что 2010 год даст 20 процентов роста. Если не случится дефолтов в США. В целом отрасль продолжит рост.

-- Какие задачи вы поставили перед менеджментом на 2010 год?

-- Уверенный рост. Мы входим в первую тройку и так в ней и останемся. Мы все время делим с «Билайном» второе-третье место по Москве. Поскольку рост органический, то задача – догнать и перегнать и остаться в тройке. Еще одного игрока рынок не примет. Если говорить о Москве, то абонентский рынок сформирован, бренды сформированы, большинство капитальных затрат произведены. И очень трудно войти на рынок, где уже есть спрос и сервис. Тем более что ШПД близится к завершению с точки зрения органического роста, начинается переток абонентов за счет сервисов. И рынок продолжит развитие.

-- В 2009 году акционеры достаточно активно занимались оперативным управлением компании. В 2010 году эта тенденция продолжится?

-- Пока кризисная ситуация в экономике в целом, мы не оставляем бизнес без внимания. В большинстве компаний акционеры уделяют больше внимания операционным заботам, при этом не подменяя менеджмент. У нас нет понятия «подмена менеджмента», мы просто больше спрашиваем и советуем.

«Занимайся тем, что тебе нравится, и никогда в жизни не будешь работать»

-- Чем вы занимаетесь в свободное от работы время?

-- Я достаточно давно, последние лет 10, занимаюсь ремонтом и реставрацией автомобилей. В первую очередь советских. У меня есть все советские автомобили начиная с АМО. Поэтапно занимаюсь реставрацией и участвую в ралли старинных машин.

-- У вас большой автопарк?

-- Более 70 автомобилей. Это очень увлекательно, поскольку я и сам этим в юности занимался, и руки растут из того места, откуда нужно. Но сейчас больше занимаюсь постановкой задач. Наши «Волги», «Москвичи», ЗИСы, ЗИМы, «Чайки» очень красивые машины, когда они правильно покрашены, блестят хромом. Наш автопром в свое время был – конечно, на условиях подражания американскому – достаточно эффективен.

-- Это в прошлом?

-- Это в прошлом.

-- Вы, правда, сами выращиваете в деревне овощи?

-- Я сам вырос в Твери. Мы с друзьями периодически живем в деревне на Волге и занимаемся в том числе сельским хозяйством, животноводством. Катанием на санках – зимой, а летом – сбором грибов, ягод. Можно долго перечислять, что можно делать в деревне. Это очень увлекательно. Поскольку народ уже поездил по миру, всего посмотрел, поэтому для меня и моих друзей сейчас важна обратная тяга – проведение отпусков в России.

-- А стоило тратить полжизни на то, чтобы строить группу компаний «Акадо» и потом вернуться к тому, с чего начинали?

-- Конечно. Есть замечательное определение: занимайся тем, что тебе нравится – никогда в жизни не будешь работать. Этот принцип я всегда исповедовал. Я в этом плане счастливый человек, занимался всегда тем, что мне хотелось делать, тем, что нравится. Будь то «Акадо», будь то служба в армии или обустройство жизни в деревне. Это с одной стороны. С другой стороны, твой труд должен быть эффективен, и удовлетворение приносит конечный результат. Поэтому заниматься просто так для меня не эффективно. Пока во всех моих начинаниях результат был, надеюсь, что так продолжится и дальше.

Российский Красный крест собрал 1,2 млрд рублей на помощь жертвам трагедии в «Крокусе»
Реклама