Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

06:34
Москва
19 апреля ‘24, Пятница

Автомобильный мир потерял Загато

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Автомобильный мир осиротел. 14 сентября скончался легендарный Элио Загато, сын основателя миланской дизайн-студии Zagato, человек, из под чьей легкой руки выходили одни из красивейших автомобилей в истории.

Немецкий технический гений, американская деловая хватка, итальянский дизайн. Сегодня эти словосочетания уже кажутся неделимыми. Однако ни одна страна не привнесла в автомобильный мир столько, сколько Италия. Здесь что ни имя, то легенда и объект преклонения. Но мало кто знает, что само понятие «итальянский дизайн» сформировалось лишь в середине минувшего века благодаря усилиям горстки энтузиастов – подлинных ценителей автомобильной красоты.

А сама история итальянских кузовных ателье, или, как их называют на самих Апеннинах, Carozzeria, ведет отсчет еще с XIX века. Известный исследователь автомобильной истории граф Карло Бискаретти ди Руффия (C.Biscaretti di Ruffia), изучая этимологию слова carrozza, пришел к выводу, что произошло оно от латинского carruca (телега). А первые экипажи появились в этой стране уже в XVI веке, тогда же начали зарождаться и школы каретных мастеров. Впрочем, подлинного расцвета изготовление карет в Италии достигает лишь в XIX веке, когда создается гильдия кузовщиков. Именно с этого времени мастерство изготовления кузовов неразрывно связывается с такими именами, как Джакомо Прельяско, Джованни Боскетти, Чезаре Сала и Марчелло Алессио.

А уже через несколько десятилетий судьбы итальянских каретников неразрывно переплетутся с самодвижущейся телегой. На самой заре автомобилестроения машины мало отличались друг от друга как технически, так и внешне. Первыми покончить с этой серой однородностью решили в Fiat. Чтобы как-то выделить свою новую модель Tipo Zero 1912 года, глава компании Джанни Аньелли заказал своим мастерам шесть вариантов облицовки радиатора. Еще один был заказан у Джованни Фарины, который поручил работу своему младшему брату Батисту по прозвищу Пинин (Малыш). В результате легендарную модель украшала облицовка радиатора, предложенная именно Малышом-Батистом. Что неудивительно, если знать, что именно ему через несколько лет предстоит стать королем мирового автомобильного дизайна. А смешное прозвище Малыш станет первым словом в названии легендарного автоателье Pininfarina.

Zagato: всегда своим путемЭлио Загато умер в возрасте 88 лет. Легендарному ателье, которое он возглавлял, -- 90 лет. Их истории неразрывно связаны.
Немногим позже автомобилестроители начинают заказывать у итальянских мастеров не только элементы экстерьера автомобиля, но и сами кузова. Первыми  «дизайнерскими» серийными автомобилями принято считать Welleyes F. I. A. T., SPA и Bianchi. Над кузовами для этих машин трудились Марчелло Алессио, Алессандро Ланца, Алессандро Локати, Карло Кастанья и Джованни Беллони.

Многие итальянские кузовостроители, в том числе Элио Загато, начинали свою карьеру в автомобильном спорте, что также способствовало появлению не только новых типов кузовов, но и новых материалов. В 1926 году Бьянки Андерлони, работавший простым водителем фирмы Isotta Fraschini, решает попробовать себя на поприще кузовостроения и основывает компанию Carrozzeria Tоuring. Очень скоро новое ателье начинает изготавливать новейшие суперлегкие кузова Superlеggera для автомобилей, участвующих в гонках Mille Miglia. И одновременно с этим значок Tоuring появляется на  кузовах практически всех моделей Alfa Romeo, а после войны перекочевывает и на детали кузова автомобилей молодой фирмы Ferrari.

Производством кузовов для гоночных автомобилей занимаются и в туринской мастерской Джиачинто Гиа (G. Ghia). Именно это туринское автоателье одним из первых начнет сотрудничать с зарубежными автогигантами.

«Жигулям» отец родной

Одним из самых известных итальянских автодизайнеров был Бруно Сакко, который по иронии судьбы набирался опыта под крышей Ghia. Переехав в Германию, он устраивается работать в Mercedes-Вenz и со временем становится главным дизайнером автогиганта. Под его руководством создаются самые «итальянские» из моделей концерна – роторный Mercedes-Вenz С 111 и Mercedes-Вenz SEC Coupe на базе 126-го кузова. Еще один подмастерье, прославившийся не только в Европе, – Джованни Микелотти, еще подростком пришедший в Stabilimenti Farina. А уже в 28 лет он самостоятельно разрабатывает кузова для Vignale и Triumph. А немногим позже Микелотти первым из итальянцев начнет работать на японцев.

Среди тех, кому автомобильный дизайн Италии обязан своей мировой славой, есть имя Франко Скальоне (F. Scaglione). Из его мастерской вышли прекрасные, но поразительно разные автомобили: Giulietta SS, Aston Martin, легендарный Maserati 3500 и футуристическая серия концептов B. A. T., выполненных для Bertone.И конечно, в ряду итальянских автокутюрье особо следует выделить Данте Джакозу (D. Giacosa), создавшего модели Topolino, Multipla и Fiat 124 -- праотца «Жигулей».

Трагедии в мире автодизайна

Данте Джакозе автомобильный мир обязан не только тремя перечисленными моделями. Именно он познакомил Бертоне и Джуджаро, сына великого итальянского скульптора Манцу. Через несколько лет Джуджаро создаст свою студию Italdesign, которая будет тесно сотрудничать с такими гигантами, как Fiat, Volkswagen, Daewoo. Кстати, сам Манцу также был неравнодушен к автомобилям и даже придумал дизайн для 127-й модели Fiat. Однако в 1969 году он погиб в автокатастрофе.

Трагически оборвалась жизнь и другого дизайнера Bertone -- Марчелло Гандини (М. Gandini), работавшего в ателье в 70-е годы и создавшего неповторимую Miura – модель, занесенную в список прекраснейших автомобилей мира.

А чуть более года назад автомобильный мир потерял самого известного своего кутюрье – Андреа Пининфарину, попавшего на своем мотоцикле в ДТП.

Дизайнер остался неизвестным

В наше время, несмотря на тесное сотрудничество автогигантов с кузовными ателье, на большинстве автомобилей вы не обнаружите фирменного дизайнерского «шильдика». Автоконцерны пользуются ими, словно острой приправой, добавляя для вкуса в свои самые дорогие и лакомые «блюда». Тем не менее в потоке автомобилей, с трудом поддающихся идентификации, нет-нет да и мелькнут знакомые стремительные линии.

Туристы стали приезжать в США ради ограбления богачей
Реклама