Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

21:02
Москва
28 марта ‘24, Четверг

Как уволить топ-менеджера

Опубликовано
Текст:

Увольнение топ-менеджера требует в несколько раз больше времени, чем расставание с рядовым сотрудником. Компаниям выгодно, чтобы наемные руководители не увольнялись до окончания контракта -- в этом случае увольнение обходится дешевле.

Уволить топ-менеджера сложнее, чем рядового сотрудника. По словам директора по персоналу кадрового агентства Kelly Services Галины Шириновой, это длительный процесс, который сопровождается сложными переговорами между руководством компании, юристами и отделом персонала. На такое увольнение нужно больше времени. Обычные сотрудники могут уйти через две недели после написания заявления, если работают в штате. «Увольнение топ-менеджера предусматривает разные стадии передачи дел, сроком один-два месяца, включающее общение с акционерами компании, HR-департаментом и службой безопасности, а иногда и подготовку преемника из подчиненных», -- говорит коммерческий директор международного кадрового агентства «Виват персонал» Сергей Новиков.Условия увольнения сотрудников, занимающих руководящие должности, оговариваются до поступления на работу. «У топ-менеджера, в отличие от всех остальных работников, в трудовом договоре заранее прописаны условия увольнения, -- объясняет Галина Ширинова. -- Если условий расставания в договоре нет, топ-менеджер все равно получает компенсацию. Ее сумма всегда индивидуальна и зависит от результата переговоров между работодателем и топ-менеджером».

По словам Галины Шириновой, даже когда увольнение сопровождается серьезным конфликтом, топ-менеджеры не уходят на общих основаниях: работодатели опасаются проблем, которые при желании может создать руководитель высшего звена. «Негативная оценка компании при конфликтном увольнении может повлиять на репутацию и имидж, что косвенно скажется на восприятии бренда будущими партнерами и поставщиками», -- пояснил Сергей Новиков.

На топ-менеджеров надевают парашюты

Во время кризиса при увольнении высокопоставленных сотрудников часто используют формулировку «по соглашению сторон». Чтобы сохранить отношения с бывшим топ-менеджером, компании иногда используют аутплейсмент: нанимают хедхантера, который мотивирует управленца на смену работы. «При этом топ-менеджер не подразумевает об участии родной компании в его карьере», -- отмечает президент рекрутингового портала SuperJob.ru Алексей Захаров.

Компенсация увольняемому топ-менеджеру называется «золотой парашют». Она складывается из нескольких окладов топ-менеджера. В среднем за период от шести месяцев до года.

«В «золотой парашют» может входить медицинская страховка бывшего работника и его семьи. Нередко топ-менеджеру оставляют служебный автомобиль или компенсируют сумму покупки равноценной машины. Иногда топ-менеджер может рассчитывать на заработанные бонусы -- в полном объеме или частичную выплату», -- перечислила Галина Ширинова.

Размер выплат зависит от срока, в течение которого топ-менеджер работал на компанию, условий увольнения и количества времени, оставшегося до истечения контракта. Если с сотрудником заключен договор на пять лет, а он уходит через два, то работодатель (если это оговорено) обязан возместить ему доход за все оставшиеся три года. В некоторых случаях сумма может достигать нескольких миллионов долларов. Кроме вознаграждения «парашют» предполагает обязанности. В соответствии с ними уволенный топ-менеджер берет на себя ряд обязательств, в частности -- не работать у прямых конкурентов прежнего работодателя в течение определенного времени.

Кризис не мешает приземлиться

Партнер рекрутинговой компании «Antal Russia» Люк Джонс, говорит, что масштабы и распространенность «золотых парашютов» в России не сопоставимы с зарубежными. «Многие считают практику обязательных вознаграждений топ-менеджеров нелогичной, -- говорит он. -- Почему человек, даже если результаты его работы были неудачными, должен от этого выигрывать? Но «золотой парашют» необходим для привлечения топ-менеджеров, ведь иначе нужный сотрудник просто не придет работать в ту или иную компанию», -- объяснил Люк Джонс.

По словам Галины Шириновой, из-за кризиса количество составляющих «парашюта» сократилось, но основная часть, в которой суммируются оклады, осталась без изменений. Топ-менеджер, начавший работать в компании до кризиса, может не бояться изменения условий.

«Золотой парашют» прописан в контракте, поэтому сотрудник все равно получает все оговоренные бонусы. Теоретически работодатель может попытаться изменить условия, но на такое он идет крайне редко», -- уверяет Люк Джонс.

По словам Сергея Новикова, некоторые компании стараются уходить от практики «золотых парашютов», когда нанимают топ-менеджеров. Но политика глобальных брендов не меняется. В этом году ряд российских топ-менеджеров розничной сети «Билла», принадлежащей австрийскому холдингу REWE, при увольнении получили «парашюты» на сумму годового оклада.

Российский Красный крест собрал 1,2 млрд рублей на помощь жертвам трагедии в «Крокусе»
Реклама