23 апреля ‘24, Вторник

Дату смерти можно предсказать

Те, кто выглядит моложе своих лет, еще и дольше живут, подсчитали ученые. Секрет вечной молодости спрятан в хромосомах, и возможно, совсем скоро по ним будут с точностью определять дату биологической смерти.

Согласно выводам специалистов из университета Южной Дании (University of Southern Denmark), у людей, которые выглядят моложе своего возраста, продолжительность жизни в среднем выше, чем у тех, кто выглядит старше своих лет.

Старость выдают глаза

Ученые самых разных специализаций (эпидемиологи, генетики, математики) под руководством профессора эпидемиологии Кааре Кристенсена завершили долгосрочную работу, в ходе которой на протяжении семи лет следили за судьбой в общей сложности 774 пожилых людей -- 352 мужчин и 422 женщин. Все они являлись близнецами, датчанами по национальности. Таким образом, в исследовании приняло участие 387 пар братьев и сестер в возрасте от 70 лет и старше.

В начале эксперимента всех близнецов сфотографировали, а фотографии показали трем группам экспертов, в которые вошли более сорока человек различных возрастов, специальностей и пола. Надо сказать, что эксперты не знали о реальном возрасте людей, изображения которых им демонстрируют. Оказалось, что все те близнецы (фотографии изучались парами), чью внешность эксперты оценили как более моложавую, демонстрируют и более долгие сроки жизни. Так, по состоянию на 31 января 2008 года, насчитывалось 179 пар, в которых за семь лет эксперимента умер хотя бы один из близнецов. В общей сложности умерло 225 человек, в том числе 116 мужчин и 109 женщин. При этом эксперты более чем в 80% случаев «угадали» именно тех, кто проживет дольше, увидев в их лицах больше признаков молодости. Кроме всего, оказалось, что чем сильнее отличаются друг от друг близнецы, чем внешне заметнее их субъективный возраст, тем больше вероятность того, что более «старый» брат или сестра умрет первым.

Генетическое старение

ТеломераКонцевой участок хромосомы. Теломерные участки характеризуются отсутствием способности к соединению с другими хромосомами или их фрагментами и выполняют защитную функцию. В каждом цикле деления клетки теломеры укорачиваются из-за неспособности ДНК-полимеразы синтезировать копию ДНК с самого конца. Этот феномен считается одним из ключевых факторов биологического старения.
Исследователи также нашли и вполне научное, вызывающее доверие объяснение этих эмпирических результатов. Генетики давно обнаружили, что теломеры идентичных хромосом у близнецов могут различаться по своей длине. При этом известно, что более короткие теломеры могут служить достоверным признаком раннего старения и укорочения жизни, как маркеры более частых делений клеток и ускорения процессов старения в живом организме. Так, и у пар датских пожилых близнецов в рамках исследования брали генетический материал. Оказалось, что именно у тех близнецов, которые субъективно выглядят моложе, в идентичных хромосомах теломеры длиннее, чем у их менее моложавых родственников.

Авторы исследования, опубликованного в специальном рождественском выпуске Британского медицинского журнала (British Medicine Journal) убеждены, что визуальное, даже самое субъективное восприятие возраста у пожилых людей вполне может служить хорошим надежным биомаркером продолжительности жизни.