Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

18:45
Москва
25 апреля ‘24, Четверг

«Майт»: первый российский серийный гольф-кар

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Недавно гольф получил статус олимпийского вида спорта. Это означает, что для производителей гольф-каров наступают золотые времена. Отрадно, что среди последних есть и российская компания.

Гольф-кары – это такой отдельный сегмент транспортных средств, которые предназначены для обслуживания гольф-клубов: перевозки игроков и инвентаря. Разумеется, гольф-кары во всем мире делают, в основном, электрическими – бесшумными и экологичными, благо, ежедневные пробеги этих машинок невелики, и с ними справляются даже свинцовые батареи. Гольф-кары – сегмент индустрии для богатых, поэтому в России до некоторых пор о производстве таких машин не думали, все небольшие потребности легко покрывал импорт. Но в конце девяностых годов Le Meridien Moscow Country Club из подмосковного Нахабина заказал НТЦ ВАЗа проектирование оригинального гольф-кара. вазовцы заказ исполнили, сделав несколько экземпляров, среди которых был даже электромобиль с грузовой тележкой. Однако дальнейшего развития этот проект не получил.

Лишь в 2004 году о вазовском гольф-каре вспомнили люди, организовавшие фирму «Технопарк-Тольятти». Они связались с инженерами и дизайнерами, работавшими над тем проектом, и договорились о возобновлении работы над прогулочным электрокаром. Но теперь уже независимо от автозавода, на своей площадке. Машину решили спроектировать почти полностью новую, с учетом замечаний, сделанных в свое время «Ладе-Гольф». В процессе подготовки документации появился и потенциальный изготовитель – димитровградская фирма «МикаМотор», обладающая небольшим сборочным цехом в Ульяновской области.

Первый экземпляр «Майта» – так назвали машинку – частично собирался еще в вазовском НТЦ, в 2004-2005 годах. У него довольно любопытная судьба. Эта машина, в принципе, не предназначалась для широкого показа и тем более продажи, это был ходовой макет для отработки некоторых решений по управлению электроприводом. К тому же первый экземпляр получился перетяжеленным – для рамы не нашли заготовок расчетного сечения. Но выглядела машинка эффектно и ездила неплохо. В 2007 году на ВАЗ приехала делегация из Чечни – тогда прорабатывался проект организации в Аргуне сборочного завода «Чечен-авто». Сборку «ВАЗов» в Чечне справедливо решили начать с проверенной модели 2107, но задумывались и о других машинах. Петр Прусов, курирующий со стороны тольяттинцев аргунский проект, показал чеченцам некоторые наработки по электромобилям, в том числе и «Майт». Машина понравилась, и всерьез зашла речь об организации ее сборки в Аргуне. Но для положительного решения машину якобы требовалось показать в Грозном, лично Кадырову. Приехал из Чечни «КамАЗ», «Майт» погрузили – и больше никто в Тольятти его не видел. Говорят, Кадырову так понравилась машина, что он решил оставить ее у себя. Впрочем, заплатив за нее 300 тысяч рублей.

В 2008 году начали подготовку к производству. Сделали партию из 20 машин, часть из которых отдали в тестовую эксплуатацию в московский музей-заповедник «Коломенское». Там «Майты» отработали лето, набрав статистику по замечаниям. Например, оказались слабыми силуминовые крепления крыши, и их заменили на стальные. Шумел редуктор ведущего моста – поменяли изготовителя. И так далее.

Кризис застопорил работы почти на год. И только теперь «Технопарк-Тольятти» и «МикаМотор» возобновили подготовку к производству «Майта» в Димитровграде Ульяновской области. Этому поспособствовал и ульяновский губернатор Сергей Морозов, которому «Майт» случайно попался на глаза. Машина эта вообще многим нравится – как артефакт, как нечто необычное и жизнерадостное. Спасибо дизайнерам проекта – выходцам с ВАЗа Михаилу Маркиеву и Владимиру Плешанову. Машину время от времени показывают на выставках, радуя праздную публику. Публика не очень верит, что «Майт» будет производиться в России. Но все равно спрашивает: когда можно купить? Особо высокопоставленные клиенты начала продаж не ждут: например, один «Майт» после недавнего сочинского делового форума осел у саратовского губернатора. Еще один купил мэр Казани.

«Майт», несмотря на конструктивную простоту, несёт в себе приличное количество ноу-хау. Главный конструктор электрической части проекта Андрей Гайдук участвовал в разработке приводов для ВАЗовских электромобилей ещё в конце 1970-х годов и для «Майта» предложил, возможно, один из самых совершенных на сегодня комплектных электроприводов в составе четырехкиловаттного электромотора, преобразователя мощности и датчиков на эффекте Холла. С 48-вольтовой свинцовой батареей пробег на одной зарядке составляет 50-60 км. Это довольно приличный показатель для такого напряжения питания.

Производство «Майта» будет запущено в самое ближайшее время, сейчас идет оборудование площадки. Докризисные прогнозы емкости рынка – 5000 экз. в год. Рентабельным производство будет уже при выпуске тысячи штук. Электрокар – изделие, в принципе, несложное, не требующее высоких технологий и большого количества работников. Все производственные операции осуществляются вручную или с минимальной долей автоматизации – сварка рамы, сборка. Пластиковые кузовные детали, агрегаты привода и трансмиссии будут делать подрядчики. «Майт» более чем на 70% состоит из отечественных деталей, из импортного только колеса и батареи. Но и резину можно при определенном объеме заказать на отечественном заводе. Оттого и себестоимость машины невелика: при объеме продаж в 1000 экз. стоить «Майт» будет 10-11 тысяч долларов.

Очевидно, что гольф-клубами возможное предназначение «Майта» не исчерпывается. Будут предлагать его различным муниципальным структурам в качестве транспорта для парковых зон, для больничных комплексов, для стадионов. Четырехместный «Майт» может служить аэродромным ВИП-транспортером, санаторно-курортным транспортом и т. д. Две машины заказала Москва для обслуживания туристов на Воробьевых горах, пять «Майтов» делаются для Ульяновска. Вряд ли, конечно, в ближайшее время удастся выйти на уровень продаж в 5000 машин, но даже штучные заказы принесут компании очень нужные в нынешних условиях деньги.

Поставку запчастей и сервис изготовитель обещает наладить самостоятельно. А вот создание зарядной инфраструктуры целиком ложится на покупателя. Если это одна-две машины, то их можно заряжать и от обычной розетки, в гараже. Если же в парке будут десятки «Майтов», то есть резон потратиться на установку специальных зарядных стоек в пределах ареала потенциального действия этих машин.

В России разработали углеродный калькулятор
Реклама