29 марта ‘24, Пятница

Военный спутник связи «Меридиан» упал в Новосибирской области

Спутник связи «Меридиан», запуск которого состоялся в пятницу с космодрома Плесецк, упал в Новосибирской области.

Причиной потери спутника «Меридиан» стала нештатная работа двигателя третьей ступени ракеты-носителя «Союз-2», сообщил РИА Новости представитель войск военно-космической обороны полковник Алексей Золотухин.

«В ходе проведения запуска космического аппарата «Меридиан» с космодрома «Плесецк» на 421 секунде полета в результате нештатной работы двигательной установки третьей ступени ракеты-носителя «Союз-2» космический аппарат не выведен на расчетную орбиту», – сказал Золотухин.

По предварительным данным, обломки спутника «Меридиан» обнаружены в четырех населенных пунктах Ордынского района Новосибирской области, в частности, в самом поселке Ордынское. Ранее источник в российском военном ведомстве сообщил, что спутник, предварительно, упал в Тюменской области, в районе города Тобольск.

Ракета-носитель «Союз-2» с военным спутником связи на борту стартовала с космодрома Плесецк в пятницу в 16.08 мск. Это был пятый запуск аппарата серии «Меридиан». Предыдущий запуск подобного спутника состоялся в мае текущего года. «Меридиан» является аппаратом двойного назначения, используемым как в гражданских, так и в военных целях. Предполагалось, что на орбите «Меридиан» заменит используемые в данный момент спутники «Молния-1», «Молния-3К» и «Парус». Также он должен был обеспечить связь морских судов и самолетов ледовой разведки в районе Северного морского пути с береговыми станциями.

Серия неудач Роскосмоса

В декабре 2010 года, стартовавшая с Байконура ракета-носитель «Протон-М» не вывела на орбиту три навигационных аппарата «Глонасс-М». Они затонули в Тихом океане в 1,5 тыс. километров от Гонолулу. Как выяснилось позднее, авария произошла из-за того, что в разгонный блок залили 1,5 тонны лишнего топлива. Ущерб достиг 2,5 млрд рублей.

Еще одна авария произошла в феврале при выводе на орбиту геодезического аппарата военного назначения «Гео-ИК-2». Ракета-носитель «Рокот» отработала штатно, но на участке работы разгонного блока «Бриз-КМ» разработки и производства космического центра имени Хруничева произошла нештатная ситуация, в результате которой спутник «Гео-ИК-2» был выведен на нерасчетную орбиту. В июне было неофициально объявлено о полной потере аппарата.

После этих неудачных пусков в апреле ушел с поста главы Роскосмоса Анатолий Перминов, который возглавлял агентство более семи лет. Его сменил Владимир Поповкин.

18 августа ракета-носитель «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» и спутником «Экспресс-АМ4», предназначенным для обеспечения цифрового телерадиовещания, стартовала с космодрома Байконур, но на участке работы разгонного блока между четвертым и пятым включениями его маршевого двигателя произошла потеря связи с Землей. В Роскосмосе сообщили, что причиной вывода спутника на нерасчетную орбиту стала ошибка в расчетах программы полета.

24 августа стартовала ракета-носитель «Союз-У» с грузовым кораблем «Прогресс М-12М», на борту которого находилось топливо и провиант для экипажа МКС. Но из-за аварии двигательной установки третьей ступени ракеты-носителя корабль не был выведен на орбиту. Обломки третьей ступени и грузовика упали на Алтае.

В ночь на 9 ноября с Байконура был запущен аппарат «Фобос-Грунт», предназначенный для доставки образцов грунта спутника Марса - Фобоса на Землю. Однако после отделения от ракеты-носителя «Зенит» на аппарате не включились двигатели, которые должны были вывести его на высокую опорную орбиту, чтобы оттуда он мог стартовать к Марсу. Стоимость проекта, по неофициальной информации, составила около 5 млрд рублей.