28 марта ‘24, Четверг

Мышиная бактерия возбуждает иммунитет

Биологи расшифровали геном бактерии, которая вызывает у грызунов аутоиммунные воспаления. Возможно, что у человека тоже есть бактерии, провоцирующие нападки иммунитета на родные органы.

Кишечник правит

Бактерии, живущие в организме, влияют на все системы органов. Известно, что микрофлора кишечника помогает вредителям бороться с лекарствами. А не так давно ученые показали, что некоторые психические расстройства, вероятно, можно лечить биокефирами – «ноги головных проблем растут» из кишечника.

Команда ученых из научно-исследовательских центров США под руководством Дэна Литтмана (Dan Littman) из Медицинского института Говарда Хьюза (Howard Hughes Medical Institute) обратили внимание на мышиный микроорганизм – сегментированную нитчатую бактерию (segmented filamentous bacterium, SFB).

«Бактерию SFB впервые описали около сорока лет назад, - пишут исследователи в статье, опубликованной в Cell Host and Microbe. - В 2009 году мы выяснили, что SFB оказывает огромное влияние на иммунитет. Бактерия «вербует» специализированные Т-клетки - Th17». Ученые объясняют, что Th17, обитающие в тонкой кишке, защищают грызунов от патогенного микроорганизма - Citrobacter rodentium: «SFB с их помощью охраняет мышей от инфекционного воспаления и одновременно провоцирует аутоиммунное». Это пример того, что слишком сильный иммунитет иногда доставляет своему хозяину неприятности.

Сильный иммунитет

У человека слишком сильный иммунитет может вызывать аллергию, рассеянный склероз, сахарный диабет и артрит. Врачи ищут средства для усмирения иммунитета, но иногда специально злят его. Например, медики дрессировали иммунитет, заставляя его убивать раковые клетки (обученные лимфоциты не только долго жили, но и привлекали к защите молодое поколение иммунных клеток).

Команда Дэна Литтмана заинтересовалась генетическими особенностями бактерии-имуномодулятора - все-таки не каждый микроорганизм стимулирует иммунитет. Оказалось, что ДНК этой бактерии очень короткая. В ней всего 1,57 млн «букв» - нуклеотидов. «ДНК примерно в 2000 раз меньше человеческой и в три раза меньше ДНК самого близкого эволюционного родственника, - пишут ученые. – Геном бактерии сильно отличается от всех 1200 ранее описанных. В микрофлоре кишечника нет бактерий, родственных SFB».

Интересно и то, что в ДНК бактерии нет генов, необходимых для элементарного выживания.«Как следствие – бактерия зависит от других обитателей микрофлоры», - пишут ученые.

«Не так давно японские исследователи нашли человеческую кишечную бактерию, способную активизировать мышиный иммунитет – клетки Th17, - пишут авторы исследования. – Необходимо продолжить работу в этом направлении. Вероятно, и у человека есть бактерии, вызывающие аутоиммунные заболевания».