28 марта ‘24, Четверг

Яички нагрелись почти до бесплодия

Крысы стали почти бесплодными после 15-минутного прогревания яичек ультразвуком. Теперь ученые думают, как безопасно и эффективно погреть яички мужчинам. Цель такой процедуры - мужской контрацептив.

Идеальный мужской контрацептив будет доступным (недорогим), надежным и обратимым по своему действию; он должен быть долгосрочным и иметь незначительные побочные эффекты, пишут исследователи в новой статье, опубликованной в журнале Reproductive Biology and Endocrinology. Для временной и управляемой стерилизации они предлагают использовать ультразвук. Первые исследования уже проведены на крысах.

Впервые о потенциальной возможности влиять ультразвуком на фертильность ученые заговорили около сорока лет назад. Доктор Мостафа Фахимм (Mostafa S. Fahim) в серии публикаций показал, что под воздействием ультразвука у мужчин временно снижается концентрация сперматозоидов в эякуляте, что приводит к инфертильности. Тогда (в 70-х годах прошлого века) ультразвуковую стерилизацию испытывали на мужчинах, которым было нечего терять (по медицинским показаниям им была назначена хирургическая кастрация).

«Все участники исследований сообщили об отсутствии болевых или иных неприятных ощущений, – пишет команда Джеймса Цуруты (James K Tsuruta) из Университета Северной Каролины (Department of Pediatrics at the University of North Carolina School of Medicine). – Мужчины отметили, что в ходе процедур они ощущали тепло».

Возвращаясь к экспериментам сорокалетней давности, ученые подумали о реальном применении ультразвука для мужской контрацепции. В эксперименте с крысами исследователи под руководством доктора Цуруты обнаружили, что современное ультразвуковое оборудование неплохо прогревает яички (до 37 °С) и тем самым стерилизует самцов. Всего за две процедуры высокочастотным ультразвуком (3MHz) мощностью 2,2 Вт на квадратный сантиметр яичек и придатков, у крыс снижалось количество сперматозоидов и их предшественников до критического уровня, при котором подавляется фертильность. В течении всего периода наблюдения (две недели) качество спермы оставалось плохим. Но несмотря на это, крысы все равно размножались, признаются биологи. «У грызунов сохраняется фертильность несмотря на низкую концентрацию сперматозоидов, – говорит руководитель исследования, комментируя удачное спаривание теоретически бесплодных самцов. – Но человек устроен иначе и, вероятнее всего, такой способ временной стерилизации будет эффективным».

Насколько иначе устроен человек, и поможет ли ему такой способ от нежелательного зачатия, авторы метода еще планируют изучить. Главное - доказать его эффективность, безопасность и обратимость. Без этого будет трудно уговорить потенциальных клиентов.