25 апреля ‘24, Четверг

Транссексуалы опровергли биологическую догму

Яйцеклетки возобновляются! – биологи опровергли полувековую догму, используя биологический материал транссексуалов.

Запас мужских половых клеток постоянно обновляется, в женском же организме все несколько иначе: девочка рождается с конечным запасом недозревших яйцеклеток, которые с наступлением половой зрелости постепенно «взрослеют» и расходуются. Так считалось раньше. Теперь получены экспериментальные данные, подтверждающие, что женщины могут возобновлять запас израсходованных яйцеклеток.

Ранее, в период с 2004 по 2009 годы, независимые группы ученых находили в яичниках млекопитающих (грызунов) стволовые клетки. А биологи из Китая даже пересаживали меченные клетки стерильным самкам, после чего те приносили маркированный приплод – в клетках потомства присутствовал флуоресцирующий белок.

Есть ли подобные клетки у человека, оставалось неясным. Коллектив ученых из Массачусетского госпиталя (Massachusetts General Hospital) под руководством Ивоны Уайт (Yvonne A.R. White) сообщает: стволовые яйцеклетки есть и у человека. Для эксперимента, результаты которого появились в Nature Medicine, биологи использовали ткани яичников молодых (22-33 года) здоровых женщин, пожелавших сменить пол.

В биоматериале женщин-транссексуалов биологи и обнаружили клетки, названные стволовыми клетками оогониев. Они, как отмечают ученые, встречаются очень редко,: примерно 1 из 10 000 обычных клеток яичника – это стволовая клетка оогониев.

Но клетки хорошо культивируются, «дозревая» до необходимого состояния: по внешним, биохимическим и генетическим признакам предшественники яйцеклеток, выращенные из стволовых клеток , не отличаются от обычных, заложенных еще в эмбриональный период развития.

В эксперименте биологи маркировали стволовые клетки оогониев зеленым флуоресцирующим белком, после чего вживляли их под кожу крысам. Через 1–2 недели у животных формировалась вполне нормальная ткань яичника, а предшественники яйцеклеток (ооциты) в таком яичнике содержали зеленый белок. Впрочем, полученные яйцеклетки были недостаточно зрелыми, чтобы принять участие в оплодотворении. Тем не менее, результаты означают, что многие формы женского бесплодия, в том числе вызванные радиацией или химиотерапией, могут быть излечимы.

В России разработали углеродный калькулятор