18 апреля ‘24, Четверг

Моря Земли подпитываются атмосферной ртутью

В атмосфере Мервого моря выявлены механизмы, благодаря которым вода насыщается ртутью. Это значит, что не только полярные, но все моря Земли так или иначе поглощают атмосферную ртуть.

В естественных обменных процессах литосферы, атмосферы и гидросферы участвует большое количество ртути (Hg). С развитием металлургической и горнодобывающей промышленности все больше ртути, залегающей в недрах Земли, поднимается на поверхность. Дополнительная порция ртути попадает в окружающую среду при производстве хлора и соды, в результате сжигания органического топлива и бытового мусора. Ртуть накапливается в организме, подвергается ферментативному окислению до ионов, которые связываются с белками, нарушают обмен веществ и поражают нервную ткань.

В полярных широтах с лучами весеннего солнца в атмосфере появляются химически активные озон, бром и хлор, которые окисляют обычно инертную ртуть. Соединения ртути в атмосфере не задерживаются, а оседают, куда придется.

Ученым известно, что радикалы галогенов (частицы Br*, Cl*, I*) присутствуют в атмосфере не только полярных широт, но и над озерами и морями с сильно минерализованной водой. Но перекачивают они ртуть в воду или нет, геохимикам не понятно.

Исследователи из Израиля, США и Германии под руководством Даниэля Обриста (Daniel Obrist) из Института исследования пустынь (Desert Research Institute) изучили состав атмосферы над Мертвым морем.

Оказалось, что воздух над Мертвым морем насыщен оксидами ртути. Ученые отмечают, что такое количество оксидов ртути ранее обнаруживалось только в атмосфере полярных широт.

«Ртуть – достаточно инертное вещество, которое не так просто поддается окислению. В средних слоях атмосферы Мертвого моря при температуре 45°С происходит взаимодействие ртути с радикалами брома. Ранее считалось, что окисление ртути происходит только в атмосфере полюсов, при низкой температуре и высокой радиационной активности солнца. Мы выяснили, что полярные механизмы работают и над теплыми морями», -- пишут исследователи в статье Bromine-induced oxidation of mercury in the mid-latitude atmosphere, опубликованной в Nature Geoscience.

Исследователи отмечают, что подобные механизмы могут работать и в атомосфере других морей. Это означает, что море (соответственно, и морепродукты) при определенных условиях (высокая температура и повышенное содержание радикалов брома или хлора) поглощают атмосферную ртуть.