26 апреля ‘24, Пятница

Ледяной человек Эци празднует день рождения

Сегодня, 19 сентября, можно отпраздновать день рождения ледяного человека. Всего за двадцать лет своей «жизни» он успел поссорить археологов, показать ученым больные зубы и раскрыть секреты мумификации.

Туристическая находка

Ровно двадцать лет назад Гельмут и Эрика Симон (Helmut and Erika Simon) – туристы из Нюнберга – нашли в толще ледника Симилаун в горах Южного Тироля (север Италии) ледяную мумию человека. Туристы решили, что наткнулись на останки современного человека. Однако вскоре ученые поняли, что этот мужчина жил в эпоху энеолита и был, возможно, пастухом.

Специалисты продолжили исследования и заключили, что Эци умер примерно 5300 лет назад, и его тело мумифицировалось в леднике. По мнению археологов, он погиб в возрасте 45 лет, его рост составлял 1,6 м, а вес, около 50 кг. Что касается причин смерти, то тут у ученых нет единого мнения. Большинство специалистов считает, что Эци в момент смерти был в горах не один. Скорее всего, рядом с ним находились люди, которые нанесли ему смертельные удары, – ученые обнаружили на его теле многочисленные раны, ушибы и порезы.

Зубы и кожа

Но исследователей заботят не только обстоятельства смерти. Например, увидев у ледяного человека больные зубы, биологи задались целью описать всю флору рта. По словам ученых, обнаруживших у Эци признаки кариеса и пародонтоза, это очень важно для понимания того, как возникали и распространялись болезни зубов. Правда, для этого необходимо провести молекулярный анализ пищеварительного тракта и полностью секвенировать геном Эци.

Еще исследователи выяснили, какие молекулярные процессы консервируют умерших людей. При проведении тестов наноиндентирования, ученые выяснили, что древняя кожа менее эластична и упруга, чем современная. Одна из наиболее вероятных причин увеличившейся прочности мумифицированного коллагена - дегидратация тела благодаря лиофилизации (обезвоживанию биологического материала путем его замораживания с последующей сушкой в вакууме). Дегидратация могла привести к образованию более плотных фибриллярных структур коллагена, что и стало причиной возникновения дополнительных связей в молекулярной структуре. Это означает, что обезвоживание тканей привело к повышению защитных функций и помогло предотвратить разложение тела.

За последние двадцать лет Эци, старейшая мумия человека, стал источником бесчисленного множества научных работ. К юбилею мумии голландские специалисты Альфонс и Одри Кеннис (Alfons, Adrie Kennis) создали новую модель Эци, попытавшись представить себе, как тот мог выглядеть при жизни. На этот раз Эци смотрит на посетителей музея карими глазами: последние исследования показали, что у ледяного человека, который умер около 5300 лет назад, были не голубые глаза, как считалось ранее, а темные. Новая виртуальная модель создана на основе трехмерных изображений скелета Эци. Специалисты также постарались учесть все результаты последних исследований.

Узнать о праздновании «дня рождения» ледяного человека можно на сайте именинника. Здесь же можно найти подходящий способ присоединиться к торжеству.

В музей «Гараж» в Москве пришли силовики