Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

02:14
Москва
27 апреля ‘24, Суббота

«20 идей Дмитрия Давыдова»: как спастись от превышения скорости на дороге

Опубликовано
62237
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

INFOX продолжает представлять проект «20 идей» – продуманный набор рекомендаций по улучшению жизни в России. От прочих «планов», «дорожных карт» и «стратегий» эти рекомендации отличаются простотой и конкретностью они даже не требуют бюджетных расходов на внедрение.

На сей раз речь пойдёт о проблеме превышения скорости на автомобильных дорогах.

Нарушители по ошибке

Автор проекта указывает, что далеко не всегда превышение скорости является злонамеренным актом. Дороги становятся лучше и лучше даже в России, автомобили всё более совершенны и комфортны – и чаще всего люди нарушают скоростной режим по банальной рассеянности.

Статистика неприятна – ежегодно на каждый автомобиль в России в среднем приходится 2,5 штрафа за превышение скорости (то есть один штраф примерно за 5 месяцев). 124 миллиона штрафов – 85% от общего числа! Понятно, что столь внушительные цифры – результат работы камер видеофиксации, которые ещё не умеют отслеживать, например, соблюдение полосности, опасную езду и другие распространённые нарушения, не говоря уж об употреблении алкоголя за рулём (на эту больную тему у Давыдова тоже есть свои соображения).

Но в итоге страдают люди, причем дважды – потому что платят штрафы, хотя не имели умысла совершать правонарушение, и потому что превышение скорости является одной из главных причин аварий и смертности на дорогах. Ситуация улучшается, но очень медленно – мы всё ещё теряем на дорогах население небольшого райцентра ежегодно.

Смерти недопустимы

Даже если отвлечься от соображений гуманности, мы все равно обязаны констатировать: вступившая в период острого демографического кризиса Россия больше не может позволить себе отвратительную роскошь терять людей на ровном месте в самом прямом смысле этого слова.

Превышение скорости является угрозой общественной безопасности – и с этим тоже нельзя мириться. При этом рост размера штрафов – основной путь, по которому движется законодательная мысль с России, – по мнению Давыдова, исчерпал себя (этому также посвящена одна из идей, под номером 2).

Проблему надо решать иначе. И это решение уже придумано.

Неумолимая статистика говорит, что ситуация со смертностью на дорогах в России существенно хуже, чем в Европе (10,9 и 4,2 смерти на 100 тыс. человек). Соответственно, никак не зазорно обратиться к европейскому опыту.

Предупреждён – значит осознал

В 2021 году Европейская Комиссия совершила маленькую революцию в автомобилестроении. Она приняла постановление, согласно которому все автомобили, впервые регистрируемые в Европе (главным образом новые), должны быть оснащены специальной интеллектуальной системой контроля за скоростью – Intelligent Speed Assistant (ISA).

Её иногда путают с круиз-контролем (ограничением скорости по установленной водителем границе), но это совершенно другая история. ISA считывает конкретные ограничения скорости для считывания дорожных знаков – через видеокамеру с подключённой нейросетью или через онлайн-базу данных ограничений скорости (требуются интернет + GPS/ГЛОНАСС). В случае, если водитель начинает превышать скорость, в разных вариациях ISA возможны четыре реакции системы или совмещение этих реакций.

Первые две – чисто предупредительные:

  • каскадное (нарастающее) звуковое предупреждение – эта функция присутствует и во многих нынешних навигаторах;
  • каскадное вибрационное предупреждение.

Ещё две реакции дают активную обратную связь:

  • обратный толчок педали ускорения;
  • автоматическое плавное снижение скорости.

Важно отметить, что машина всё же не «думает» за человека: если критическая дорожная ситуация (например, уход от столкновения) подразумевает необходимость резкого ускорения, сильное нажатие на педаль газа позволяет преодолеть сопротивление системы.

Вводить систему будут поэтапно. С июля 2022 года системой ISA должны быть оснащены любые новые модели авто, представленные в Евросоюзе. А с июля 2024 года будет полностью запрещена продажа и регистрация новых автомобилей (в том числе и старых марок) без ISA.

Нет ISA – нет поездки

На данный момент в России по распоряжению президента реализуется Национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», согласно которому к 2030 году смертность на дорогах должна снизиться в 2,7 раз по сравнению с 2020 годом. Представляется, что без использования европейского опыта выполнить эту задачу будет проблематично.

Предлагается обязать производителей и дилеров установить обязательное оснащение всех автомобилей системами интеллектуального ассистента скорости. Это оборудование не обязательно должно быть встроенным на заводе – вполне достаточно установки его в специализированных сервисных компаниях. Управление автомобилем без ISA должно приравниваться к другим аналогичным правонарушением – использование транспортного средства в ненадлежащем техническом состоянии, за что полагаются штраф и эвакуация автомобиля.

Но дело даже не в штрафах. Новая система станет мощным помощником законопослушных водителей, которые могут превысить скорость совершенно случайно, по рассеянности или забывчивости. Интеллектуальный ассистент предотвратит подобные ситуации и сократит число случаев опасной езды. После ввода в действие новой системы (за 3-4 года российский автопром вполне в состоянии адаптироваться к ней) мы сможем смело говорить о том, что практически все случаи превышения – результат злонамеренных действий, а следовательно, общество имеет полное право резко ужесточать наказание за подобное поведение.

Будет непросто

Понятно, что без поддержки законодательной власти подобное нововведение осуществить невозможно. Более того, мы осознаём, что реализация инициативы сократит доходы региональных бюджетов, для которых штрафы с видеокамер являются немаловажным подспорьем. Так, например, в бюджете Республики Татарстан, где даже на федеральных трассах нередки ограничения скорости в 40 (а не 60, как обычно в населённых пунктах) км/ч, на 2020 год были запланированы доходы в размере 2 738 614 500 рублей (2,7 млрд – бюджет города двухсоттысячника) только от штрафов за нарушение ПДД! В 2022 году эта цифра вырастет до 3,1 млрд.

Но никакие деньги не могут быть обоснованием для отказа от мер, которые могут сохранить здоровье и жизнь тысячам людей.

Набиуллина заявила о риске инфляции в случае повышения зарплат
Реклама