Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

21:06
Москва
28 марта ‘24, Четверг

«20 идей Давыдова»: о гуманизации уголовного законодательства

Опубликовано
26485
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

«Беловоротничковые» преступления и разумные наказания.

Украл – в тюрьму

Как вы думаете, зачем людей, совершающих преступления, отправляют за решетку? В качестве наказания? Чтобы изолировать от нормального, непреступного общества? А вот и нет – для исправления. По крайней мере, официально «местами не столь отдаленными» у нас именуются исправительными учреждениями.

Способны ли тюрьмы и колонии на самом деле исправлять преступников? Некоторых – возможно. Но едва ли эта система эффективна в случае тех, кто совершает преступления в сфере экономической деятельности. Слишком уж низка вероятность, что подобного рода преступники, отсидев от звонка до звонка среди людей, совершивших преступления совсем иного рода, выйдут на свободу кристально честными и качественно исправившимися гражданами.

Удар по кошельку

Дмитрий Давыдов, бизнесмен и активист-общественник, создатель проекта “20 идей по развитию России”, предлагает внести в систему наказаний за экономические преступления некоторые изменения. А именно – заменить отбывание в исправительных учреждениях крупными денежными штрафами.

Да, штрафы за «беловоротничковые преступления» существуют и сейчас. Но они не работают – потому что слишком малы. Например, за причинение крупного ущерба в связи с незаконным предпринимательством (то есть ущерба, превышающего 1,5 миллиона рублей) согласно статье 171 УК РФ полагается выплатить штраф в размере 300 тысяч рублей.

Давыдов предлагает привязать размер штрафов к размеру причиненного ущерба, отменив при этом наказания в виде лишения свободы. К примеру, для таких экономических преступлений, как незаконное предпринимательство, уклонение от уплаты налогов, незаконные организация и проведение азартных игр, незаконная банковская деятельность, представляется разумным ввести штрафы, двукратно превышающие причиненный ущерб. А при отягчающих обстоятельствах – например, особо крупный размер ущерба или совершение преступления группой лиц по предварительному сговору – уместен будет трехкратный штраф. Похожая схема сегодня используется в Сингапуре.

Если же преступление совершается впервые, то наказание может быть смягчено: штраф в полуторном размере от причиненного ущерба (и в двойном, если преступление совершено организованной группой).

Подобные санкции вполне могут повлечь за собой пресловутое перевоспитание, так как ощутимо ударят по кошельку провинившегося. Кроме того, они будут способствовать пополнению бюджета.

Доля потерпевшего

В случае преступлений, которые приносят непосредственный вред другим людям (мошенничество, присвоение или растрата, причинение ущерба путем обмана или злоупотребления доверием), Давыдов предлагает ввести штрафы в размере 250% от суммы ущерба (и в размере 350%, если имеются отягчающие обстоятельства). Причем штрафы должны выплачиваться государству, а оно уже будет рассчитываться с пострадавшими: 200% от суммы штрафа – потерпевшему, 50% – в бюджет (или, соответственно, 250% потерпевшему, а в бюджет – 100%). Это сведет к нулю вероятность давления на пострадавшего со стороны преступника – тогда как в существующих обстоятельствах, увы, нередки случаи, когда преступник тем или иным путем запугивает потерпевшего, чтобы избежать уголовной ответственности.

Утром деньги, вечером стулья

Сроки выплаты штрафа Давыдов предлагает следующие: пять рабочих дней со дня судебного постановления. Если «живых» денег у преступника не имеется, то ему дается пять месяцев на реализацию имущества – а штраф из-за отсрочки увеличивается на 10%. Пока имущество не будет продано, а штраф не будет выплачен, мерой пресечения предлагается избрать домашний арест.

В случае отказа или отсутствии возможности продать имущество его реализацией занимается государство – то есть попросту продает на торгах.

И лишь в том случае, если имущество по каким-то причиной не продано ни преступником, и государством, может быть применено наказание в виде лишения свободы.

Волки сыты, овцы целы

Предлагаемые Давыдовым изменения Уголовного кодекса могут быть выгодны как государству, так и тем, кому не посчастливилось пострадать от преступлений экономического характера. Государству – потому что за счет крупных штрафов будет пополняться бюджет, а бюджетные деньги в свою очередь не будут тратиться на содержание преступников в заключении. Пострадавшим – потому что причиненный им ущерб будет возмещаться. И еще одна очевидная польза от таких нововведений – исключение риска последующей криминализации «белых воротничков», преступивших закон. В данном случае перевоспитывать рублем гораздо эффективнее, чем перевоспитывать тюрьмой.

Давыдов надеется, что власти оценят его инициативу и поддержат ее на законодательном уровне.

Российский Красный крест собрал 1,2 млрд рублей на помощь жертвам трагедии в «Крокусе»
Реклама