Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

09:29
Москва
25 апреля ‘24, Четверг

«20 идей» Дмитрия Давыдова: Ожирение – это не шутки

Опубликовано
106764
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Нормальный ли у вас вес? Росстат утверждает, что с вероятностью более 60% вам удалось набрать несколько лишних килограммов. Но не спешите себя в этом винить. Перед нами проблема куда более серьезная, чем может показаться, – и решать ее надо на государственном уровне.

Жир наступает

Потребление пищи – процесс, как правило, весьма приятный. Даже несмотря на то, что человечество постепенно преодолело угрозы голода, мучавшие планету вплоть до конца XX века, еда не перестала быть удовольствием. Скорее наоборот – изобилие продуктов питания позволяет кулинарам создавать всё новые вкусы, производить и заталкивать в потребителей всё больше еды. Автор известного проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов предупреждает, что все это совсем не так безобидно, как кажется.

Результат изобилия налицо. В среднем по миру с 1975 по 2016 год число взрослых людей с ожирением выросло почти в шесть раз, а их доля в общем количестве – втрое. С детьми ситуация еще хуже – был 1% с ожирением, стало 6% девочек и 8% мальчиков.

За эти годы людей на планете стало почти в два раза больше, а их общий вес вырос почти в три раза.

Россия следует в этом смысле «общемировым путём». На 2018 год 62% граждан России имели лишний вес, треть из них – самое настоящее ожирение. То есть проблемы с костями, суставами, сердцем, органами пищеварения и прочими сопутствующими «радостями».

И никакого замедления этого процесса врачи не видят. Самое страшное, что изменилось восприятие лишнего веса, его больше не считают проблемой. Ожирение в обществе воспринимается уже не как болезнь, а как вариант нормы. На него всерьёз обращают внимание разве что в эконом-классе самолётов, когда рядом оказываются жертвы гормональных сбоев или просто хорошего аппетита.

Черные метки из Чили

И ладно бы дело было только в аппетите. Многие производители продуктов питания совершенно сознательно провоцируют людей, «подсаживают» их на вредные добавки, стимулирующие вкусовые рецепторы и центры голода, заставляющие людей есть больше, чем это нужно организму. В сочетании с постоянным сокращением объемов физического труда все это приводит к тем цифрам, которые мы привели выше.

Дмитрий Давыдов рекомендует внимательно рассмотреть зарубежный опыт – на сей раз почерпнутый на западе Южной Америки.

Пионером борьбы с вредной пищей внезапно стала не самая заметная на планете страна – зажатая между Андами и Тихим океаном Республика Чили, край шахтеров, рыболовов и земледельцев. Перестроив страну по американским лекалам во время экономических реформ 1970-х, чилийцы стали самым развитым государством континента… с самыми толстыми жителями.

Поэтому с 2016 года в Чили все производители питания ставят большие, заметные метки на любую продукцию, употребление которой может быть связано с риском. Примерно как у нас на пачках сигарет – картинки, конечно, не настолько зловещие, но достаточно информативные.

Таким образом, чилийские потребители всегда осведомлены о превышении рекомендованных норм по четырем параметрам:

  • насыщенные жиры;
  • сахар;
  • натрий;
  • калорийность.

Например, на пачке соли будет одна метка (натрий), на бутылке газировки две (сахар, калорийность), на пышном тортике три (жиры, сахар, калорийность). Метки эти чёрные во всех смыслах – и по дизайну, и по последствиям. Наличие хотя бы одной метки приводит к целому ряду неудобств: продукт нельзя рекламировать детям до 14 лет, продавать в детских учреждениях, включать в школьное питание.

Система работает

«Чилийскому эксперименту» всего шесть лет, но ООН уже отмечает улучшение качества продуктов в Чили, рост доли здоровых продуктов питания. Важно, что все это достигнуто без какого-либо роста цен, сокращения объемов производства и других неприятных побочных эффектов.

Так чего же мы ждем, спрашивает Дмитрий Давыдов. Чилийскую идею маркировки в разных формах подхватили соседи по континенту (Бразилия, Перу, Уругвай, Аргентина), по Западному полушарию (Мексика, Канада) и просто по планете (Израиль). Причем прирожденные торговцы израильтяне, как всегда, модернизировали идею и помимо красных предупреждающих меток внедрили также стимулирующие зеленые – для продуктов, которые официально признаны особенно полезными.

Давыдов предлагает взять в России за основу чилийский опыт – он даже разработал дизайн предупреждающих знаков, взяв за основу используемый именно в Чили (белый цвет на черном фоне, но круги вместо восьмиугольников).

Не забыть о рекламе

Также Давыдов обращает внимание на маркетинговые ограничения рекламы нездоровой пищи, принятые во многих странах. Тут и запрет на использование любимых мультяшных персонажей, на конкурсы и призы, на указание положительных качеств вредного продукта, а в некоторых странах – и на участие знаменитостей, включая спортсменов, в такой рекламе.

Знаменитость знаменитости, конечно, рознь.

Летом 2021 года на пресс-конференции футболист Криштиану Роналду на свой страх и риск убрал со стола продукцию спонсора – компании Coca-Cola, и поставил вместо ярких бутылок обычную воду. Через полчаса курс акций «Кока-Колы» упал на 1,6% – капитализация компании снизилась на 4 миллиарда долларов. А миллионы людей поняли, что сладкая шипучка со спортом высших достижений несовместима.

Другой пример подает, например, теннисистка Мария Шарапова. Во время карьеры она тоже явно не употребляла вредные вещества (кроме мельдония, конечно), но уже почти десять лет активно продвигает собственный кондитерский бренд Sugarpova, прямо от слова sugar, то есть «сахар». Потому что не запрещено и приносит высокие доходы.

Думается, что если законодатели обратят внимание на существующую проблему (очень хочется, чтобы инициативу внес Минздрав как главная заинтересованная сторона), соблазнительной рекламы вредной пищи у нас станет меньше. Покупателям не придется вчитываться в мелкий шрифт – они по ярким меткам будут сразу знать о содержании нежелательных веществ. И люди постепенно станут здоровее.

Чего и требуется достичь.

Лукашенко: Я никогда не был «ворюгой»
Реклама