Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

11:45
Москва
24 мая ‘22, Вторник

«20 идей»: Как уничтожить пробки из-за аварий на дорогах

Опубликовано
102085
Фото: Instagram.com/spb_police
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Кому из нас не приходилось видеть, как свободная дорога внезапно превращается в сплошную пробку? Очень часто в таких случаях на экране навигатора появляется значок «впереди ДТП». Но почему проблема двух-трёх водителей отнимает время у тысяч их коллег и пассажиров? Неужели нельзя ничего изменить?

Убирать или оставлять?

Продолжается развитие и публикация инициатив в проект «20 идей». Новое предложение Дмитрия Давыдова должно избавить наших водителей от двух головных болей – долгого ожидания инспекторов ГИБДД при аварии и не столь долгого, но всё же неприятного стояния в пробке, когда такую аварию надо объехать.

Современные правила позволяют сфотографировать место аварии и убрать машины с проезжей части – но только при условии, что у водителей нет разногласий относительно обстоятельств происшествия. Пункт 2.5 Правил дорожного движения суров:

При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, <…> не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

В то же время в пункт 2.6.1 содержится следующее:

Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав любыми возможными способами, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и повреждения транспортных средств.

Здесь создаётся правовая коллизия – как бы вы в случае аварии ни поступили, всё равно нарушите либо пункт 2.5, либо 2.6.1.

Европротокол не панацея

Отчасти помогает европротокол (возможность заполнить бумаги без сотрудников ГИБДД или страховой в случае отсутствия разногласий), но лимит выплат или оплаты ремонта там по нынешним временам смешной.

  • 100 тысяч, если протокол оформлен без разногласий, но только на бумаге.
  • 100 тысяч, если протокол оформлен «с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение… на основе использования ГЛОНАСС… информации, позволяющей установить факт и координаты ДТП», но есть разногласия между участниками.
  • 400 тысяч, если и оформлено технологично, и разногласий нет.

Понятно, что эти суммы устарели ещё летом 2021 года, когда цены на автомобили и запчасти рванули в стратосферу – что уж говорить о нынешней ситуации. Но нет сомнений, что страховое лобби будет всеми силами оттягивать обновление законов.

Да и заполнение европротокола, особенно на бумаге и неопытными водителями, может растянуться на час и более.

ДТП – это дорого не только для участников

Более 14 тысяч человек погибли в 2021 году в ДТП в России, в 11 раз больше – получили травмы. Эта статистика общеизвестна и доступна. Но невозможно подсчитать ущерб от многокилометровых заторов, которые возникают даже при минимальных ДТП, где водители не рискуют нарушить пункт 2.5 и оставляют свои машины на проезжей части надолго.

Когда ещё не был введён пункт 2.6.1, автор этих строк как-то раз на четыре часа поневоле полностью остановил движение на Янтарном проезде в Москве – въехавшая в мой капот со встречной полосы «Лада» развернулась поперёк, а полиция, мягко говоря, не торопилась.

И ладно тихий Янтарный – а что происходит на дорогах среднего уровня – недостаточно больших для мгновенной реакции полиции, но при этом связывающих между собой районы и города? Люди тратят минуты и часы, миллионы литров бензина вхолостую коптят небо, срываются сроки приезда и доставки… Очевидно, что речь идёт о многих миллиардах рублей потерь – полагаем, годовой ущерб в России сравним с бюджетом крупного областного центра.

Трёхмерное решение нашли на островах

Но почему мы так долго ждём ГИБДД? – задался вопросом Дмитрий Давыдов. Очевидно, потому что число экипажей ограничено, а на каждом вызове надо всё перефотографировать, заполнить бумаги, взять объяснительные, выслушать претензии и истерики.

Между тем эта проблема уже решена в городе с одним из самых интенсивных автомобильных потоков на планете – Сингапуре.

В этом городе-острове-государстве все полицейские и криминалисты, работающие по дорожно-транспортным происшествиям, возят с собой специальные 3D-сканеры. Эти умные устройства с помощью лазерных лучей за несколько минут создают полную цифровую картину происшествия (тому, кто работал с лазерами в строительстве и ремонте, проще понять принцип действия устройства). Для фиксации мелких деталей у сотрудников есть также лёгкие ручные 3D-сканеры, позволяющие зафиксировать ситуацию, например, в салоне автомобиля. Преимуществ перед видеосъёмкой и тем более зарисовкой – множество: есть все размеры и расстояния, картинку можно «крутить», изучая со всех сторон; возможен компьютерный анализ предполагаемых траекторий автомобилей.

Сингапурский опыт приглянулся другим островитянам: в Великобритании тоже активно используются 3D-сканеры. Британцы подсчитали, что за год в стране дороги или полосы движения перекрывались на 20 тысяч часов, каждый час в среднем обходится в 50 тысяч фунтов, итого 100 миллионов фунтов в год, что примерно соответствует тем цифрам, которые мы привели относительно России.

Перевооружение патрулей ДПС в десятки раз дешевле, рассудили в Лондоне.

Нет времени для экспериментов

А наша полиция пока остаётся с блокнотами и рулетками. Да, есть сканеры и у нас, они используются, но это пока «в порядке эксперимента», хотя зачем экспериментировать, если всё уже обкатали до нас?

Конечно, неизбежно определённое административное сопротивление новшеству – при обязанности фиксации ДТП 3D-сканером у инспектора меньше шансов развернуть рассмотрение дела в нужную ему сторону. Но снижение коррупциогенности работы полиции – тоже одна из задач законодателей, и предлагаемое решение позволит защитить водителей от возможного произвола. Хочется надеяться, что государственные интересы всё же возьмут верх, что профильные чиновники и эксперты оценят предложение Дмитрия Давыдова и поспособствуют его реализации на законодательном уровне.

Ведь обеспечение служб ГИБДД 3D-сканерами и внесение соответствующих изменений в регламенты помогут:

а) сократить число заторов из-за ДТП по причине ускорения оформления каждого из них;

б) снизить нагрузку на персонал полиции;

в) снизить вероятность неточностей и ошибок при оформлении ДТП;

г) получать более точные данные об обстоятельствах ДТП и, как следствие, принимать решения об оптимизации дорожной инфраструктуры.

Читайте нас в Дзене

Добавьте ленту «INFOX.ru» в свою личную и получайте актуальные новости ежедневно

Подписаться
Эксперт Власов разъяснил нюансы досрочного выхода на пенсию
Реклама