Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

00:42
Москва
29 марта ‘24, Пятница

Подводники с «Нерпы» требуют пересмотра дела

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Моряки-подводники, служащие на АПЛ «Нерпа» и Владивостокское морское собрание требуют пересмотра уголовного дела по факту аварии на подлодке.

Члены сдаточной команды атомной субмарины «Нерпа», на которой осенью 2008 года во время испытаний в Японском море произошла авария и погибли 20 человек, в открытом письме потребовали пересмотра материалов уголовного дела. Об этом сообщает РИА «Новости» со ссылкой на председателя Владивостокского морского собрания, вице-адмирала в отставке Бориса Приходько.

«Благодаря грамотным действиям командира подводной лодки Дмитрия Лаврентьева и экипажа АПЛ спасен боевой корабль («Нерпа») и почти 200 человек вернулись домой», -- говорится в письме, обнародованном Приходько на пресс-конференции во Владивостоке. По его словам, члены сдаточной команды и представители Владивостокского морского собрания ходатайствуют перед военной прокуратурой Дальневосточного военного округа, командованием ВМФ и руководством страны о пересмотре материалов уголовного дела.

Представители Владивостокского морского собрания, много лет прослужившие на флоте, отметили, что благодаря действиям командира АПЛ «Нерпы» и экипажа удалось избежать большего числа жертв. «Командир принял верные решения при борьбе за живучесть лодки, спасение личного состава, он принял решение, что она должна всплыть, а также о локализации утечки фреона и тетрахлоэтилена», -- подчеркнул председатель союза подводников Тихоокеанского флота Александр Конев.

Приходько считает, что нельзя «повторять судебные издержки прошлых лет», когда командир судна погибал при аварии и его награждали, а если он выживал – судили. «Моряков-подводников беспокоит качество расследования... Лаврентьев с 2008 года, находясь под следствием, продолжает командовать подводной лодкой», -- добавил он.

Неполадки в новых системах

Представители Владивостокского морского собрания и союза подводников Тихоокеанского флота (ТОФ) отметили, что АПЛ «Нерпа» уникальна, на ней установлены 14 новейших систем. По мнению экспертов, в доработке нуждается система дистанционного автоматизированного управления общекорабельными системами «Молибден-И».

Контр-адмирал запаса, ранее возглавлявший техническое управление ТОФ, Владимир Иванов заявил, что оператор главного командного пункта из-за технических особенностей не видел, что пытаются делать на других пультах, также не были приняты достаточные меры по защите клавиатуры системы. «То есть фактически любой может подойти и нажимать кнопки на пульте, хотя это запрещено инструкцией», -- уточнил он.

В ходе следствия, по мнению моряков, не установлено, почему в системе пожаротушения вместо фреона оказалась ядовитая смесь фреона и тетрахлорэтилена. «В системе на «Нерпе» была стократная смертельная концентрация тетрахлорэитлена, это растворитель, его при химчистке используют...тетрахлорэтилен моментально, с первого вздоха валит с ног, если бы в системе был качественный фреон, у людей было бы несколько минут, чтобы использовать средства индивидуальной защиты», -- отметил Яков Агапов, бывший главный врач-физиолог ТОФ. Он добавил, что смесь третрахлорэтилена и фреона в разы дешевле фреона. «Разница в данном случае составляет 5,5 млн рублей», -- сказал Агапов.

Осенью 2008 года АПЛ «Нерпа» не была принята в состав ВМФ, поэтому, по мнению экспертов, в соответствии с руководящими документами ВМФ, ответственность за ее техническую готовность возложена на предприятие-изготовитель – «Амурский судостроительный завод».

Санкт-Петербургские моряки-подводники считают, что «в деле Лаврентьева ... необходимо также назначить дополнительные экспертизы». Петербургский клуб подводников «в рамках, отведенных законом», будет активно участвовать в этом процессе и настаивать, в том числе на участии в деле независимого общественного наблюдателя, сообщил 18 апреля журналистам председатель клуба моряков-подводников Игорь Курдин.

Авария на «Нерпе»

8 ноября 2008 года на подводной лодке «Нерпа» во время ходовых испытаний в Японском море несанкционированно сработала система пожаротушения, и в отсеки стала поступать смесь фреона и тетрахлорэтилена. Всего на борту подлодки было 208 человек, в результате аварии погибли 20 человек, 21 человек был госпитализирован с отравлением.

Следствие предъявило капитану атомной субмарины Дмитрию Лаврентьеву обвинение в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 286 УК РФ («превышение должностных полномочий, с причинением тяжких последствий -- смерти по неосторожности двум и более лицам»). Статья предусматривает тюремное заключение на срок до 10 лет. Старшина контрактной службы воинской части 20907 Дмитрий Гробов обвиняется в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 109 УК РФ («причинение по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей смерти двум и более лицам»), по которой Гробов может сесть в тюрьму на срок до 5 лет. Следствие также обвиняет старшину в причинении тяжкого вреда здоровью по неосторожности двум членам сдаточной команды вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей («часть 2 статьи 118 УК РФ»), которая предусматривает лишение свободы на срок до года.

Предварительные слушания по уголовному делу об аварии начались 25 апреля в Тихоокеанском флотском суде во Владивостоке. Суд удовлетворил ходатайство защиты о рассмотрении этого дела судом присяжных. Следующее заседание назначено на 20 мая.

Российский Красный крест собрал 1,2 млрд рублей на помощь жертвам трагедии в «Крокусе»
Реклама