Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

11:47
Москва
25 апреля ‘24, Четверг

Установлен виновник аварии на АПЛ

Опубликовано
Текст:

СКП России установил виновника аварии на российской атомной подводной лодке в Японском море, в результате которой погибли 20 человек. Им оказался матрос, несанкционированно включивший систему пожаротушения.

СКП России установил виновника аварии на российской атомной подводной лодке (АПЛ) в Японском море. Им оказался матрос, включивший систему пожаротушения, передает РИА «Новости» со ссылкой на официального представителя ведомства Владимира Маркина.

«Следователи военно-следственного управления СКП установили лицо, несанкционированно, без всяких на то оснований включившее систему пожаротушения на АПЛ. Это один из матросов экипажа, он уже дал признательные показания», -- заявил Маркин.

В пресс-службе СКП корреспонденту Infox.ru не смогли подтвердить эту информацию, сославшись на то, что «заявления Маркин делал, скорее всего, в устной форме». Однако позднее на сайте СКП появилось сообщение, в котором уточняется, что в отношении подозреваемого возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 109 УК России (причинение смерти по неосторожности двум и более лицам). Кроме того, в рамках уголовного дела, возбужденного по ст. 352 УК России (нарушение правил кораблевождения), выясняется роль и степень вины должностных лиц, как гражданских, так и военнослужащих, в случившейся трагедии и гибели людей. Матросу, которого следствие считает виновным в трагедии, грозит до 7 лет тюрьмы.

Как сообщает "Комсомольская правда", подозреваемый -- матрос Дмитрий Гробов. Газета утверждает, что матрос якобы случайно набрал сочетание символов и подобрал нужный код, от которого сработала противопожарная система.

Однако рядовые офицеры-подводники и правозащитники заявляют, что выводы делать преждевременно. Один из офицеров подводной лодки "Нерпа" характеризует своего сослуживца, подозреваемого в причастности к трагедии, как опытного подводника с многолетним стажем. "Мы не верим, что он мог специально или случайно включить ЛОХ (лодочная объемная химическая защита - ИФ). Я давно с ним служу -- с 2003 года. Он не новичок. Грамотный специалист. Не первый год служит на флоте", - сообщил агентству "Интерфакс" один из членов экипажа "Нерпы". Он подчеркнул, что хорошо знает обвиняемого: "Мы дружим семьями. Наши дети растут вместе".

По его словам, подводник, который подозревается в том, что он запустил систему пожаротушения подводной лодки, в результате чего погибли 20 человек, прибыл в Приморье с Камчатки, где служил на АПЛ. "Мы не верим, что он виноват, и опасаемся, что признание он мог дать под давлением", - отметил офицер. "Его увезли еще вчера на допрос, и до сих пор он не вернулся", - сказал подводник.

В Общественной палате России тоже встревожены поспешностью следствия, объявившего матроса виновным в ЧП, и намерены контролировать действия следователей. "Вызывает определенное беспокойство тот факт, что Следственный комитет так быстро определился с виновным в этой трагедии", - заявил в четверг глава профильной комиссии ОП РФ адвокат Анатолий Кучерена. Он отметил, что "закон предусматривает проведение тщательного всестороннего расследования, сбора доказательств, вину же подозреваемых может подтвердить только суд".

Как считает Кучерена, "есть опасность появления тенденциозности в ходе следствия". "Виновник трагедии уже объявлен. А как же роль должностных лиц, которые должны были обеспечить исполнение всех требований эксплуатации военного судна?", - заявил Кучерена.

Человек или ЛОХ

10 ноября комиссия по расследованию аварии сообщила, что предварительная официальная причина трагедии -- несанкционированное срабатывание системы пожаротушения. А представители ВМФ России заявили, что пожара на АПЛ не было.

Причины, по которым в двух отсеках АПЛ во время ходовых испытаний, когда на борту находилось 208 человек, сработала система ЛОХ (лодочная объемная химическая защита), высказывались две: вмешательство человека (кого-то из членов экипажа или гражданских лиц -- сотрудников оборонных предприятий) и сбой автоматики.

Губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев заявлял, что причиной трагедии является, скорее всего, неисправность техники, а не человеческий фактор -- вмешательства человека в автоматическую систему пожаротушения комиссия по расследованию причин ЧП не зафиксировала. «На корабле была смонтирована новейшая система пожаротушения, сигнал на которую подается через компьютер. По данным расследования, вмешательства человека в работу системы не обнаружено». По его словам, автоматическая система пожаротушения, которая была смонтирована на лодке, еще нигде не применялась. В связи с этим губернатор высказал мнение, что полностью автоматические системы не должны применяться там, где есть опасность для жизни людей. Этой же версии придерживается мэр города Большой Камень Владимир Холявко. «Мое мнение - это в первую очередь ошибка системы, ее и надо проверять. Чтобы разобраться в причинах, надо полностью снимать всю автоматику с лодки, и гонять ее до тех пор, пока цикл не повторится, пока не станет ясно, что же произошло там», - сказал Холявко, который около 30 лет проработал в сфере судоремонта и демонтажа подводных лодок.

В свою очередь, Амурский судостроительный завод выдвинул версию, что причиной аварии могли стать ошибки в проектировании подлодки, которым занималось петербургское СКБ "Малахит". Однако в "Малахите" заявляют, что причиной аварии стала "трагическая случайность". Источники "Российской газеты" в СКБ "Малахит" объяснили, что даже при работе автоматической системы ЛОХ все равно для ее запуска требуется вмешательство человека.

Очевидцы, находившиеся на АПЛ в момент аварии, сообщили газете "Коммерсантъ", что фреон был подан во второй отсек сразу из двух отсеков. Причиной аварии, по мнению очевидцев, мог стать сбой в едином компьютерном комплексе управления кораблем. Как рассказал изданию специалист по холодильным установкам и системе кондиционирования воздуха Виктор Рифк, находившийся в момент аварии на подлодке, из-за компьютерного сбоя противопожарная система сработала неправильно, и в один отсек пошел объем фреона, предназначенный для двух отсеков, в то время как запасы газа из третьего вообще не были пущены. В результате этого в жилой отсек попало 120 килограммов фреона, что значительно превышало уровень предельно допустимой концентрации. Он подчеркнул, что некорректно сработал компьютерный комплекс, запустивший систему пожаротушения до того, как члены экипажа и сдаточной команды успели надеть дыхательные аппараты.

По неофициальным данным, на борту подлодки была установлена система пожаротушения "Молибден", изготовленная на предприятии НПО "Аврора". Система предполагает пуск ЛОХ как с центрального поста, расположенного во втором отсеке АПЛ, так и с каждого из отсеков. Подать газ может либо вахтенный инженер-механик, либо командир отсека. Кроме того, по мнению экспертов, среди тех, кто мог взять управление системой ЛОХ, могли оказаться разработчики "Молибдена". Впрочем, в НПО "Аврора" от официальных комментариев по этому поводу воздерживаются.

По данным членов комиссии по расследованию причин ЧП, система пожаротушения на атомной подводной лодке "Нерпа" была исправна. Кроме того, лодка также была полностью укомплектована штатными средствами индивидуального дыхания. Гражданские специалисты по разным причинам не смогли воспользоваться портативными дыхательными аппаратами -- некоторые инженеры спали, другие не носили с собой ПДУ. По словам подводников и судостроителей, опрошенных Infox.ru, во время сдачи лодки многие гражданские специалисты лишь "для галочки" проходят подготовку на выживание на АПЛ.

Напомним, что одной из первых озвучивалась версия о том, что система ЛОХ включилась по ошибке сдаточной команды -- работников Амурского завода. В руководстве Амурского судостроительного завода версию об ошибках в работе сдаточного экипажа отрицают. По словам замначальника по кадровой работе 19-го цеха АСЗ Владимира Стародубова, все сотрудники предприятия прошли конкурентный отбор и подтвердили свои профессиональные качества с помощью тестов, передает "Интерфакс". "Сдаточная команда прошла жесткий конкурентный отбор, достаточно сказать, что из 14 испытателей трюмных систем для работы на лодке было отобрано всего трое. Сдаточная команда подвергалась жесткому тестированию", - сказал Стародубов. Он отметил, что из двадцати погибших шестеро человек были работниками 19-го цеха.

"Мы ее испытывали (систему ЛОХ), качественно дважды предъявили отделу технического контроля завода на соответствие требованиям технических условий, инструкций, чертежей, методик и так далее. Никаких нареканий, в том числе и со стороны заказчика - Морфлота РФ - не было", -- подчеркнул Владимир Стародубов.

"Нерпу" не отдадут?

ЧП на АПЛ «Нерпа», еще не принятой в состав ВМФ России, произошло в прошлую субботу во время ходовых испытаний подводной лодки в российских водах Японского моря. Из-за несанкционированного срабатывания системы пожаротушения погибли 20 человек -- они отравились газом фреоном. Пострадал тогда 21 человек. Всего на лодке находились 208 человек, из них 81 военнослужащий. На лодке были ведущие инженеры и рабочие Амурского судостроительного завода.

Представители Генштаба Минобороны России заявили, что АПЛ "Нерпа" несмотря на трагедию будет принята в состав военно-морского флота. А источники в ВМФ России, в свою очередь, опровергли данные о том, что эта лодка будет передана в аренду на 10 лет ВМФ Индии. Хотя индийские СМИ ранее распространяли информацию, что договоренность об аренде АПЛ класса "Акула II" уже была достигнута в 2004 года, сумма контракта якобы составляет $650 млн. Более того, 40 индийских военнослужащих в момент аварии АПЛ находились во Владивостоке, где проходили обучение работе на российских субмаринах.

По данным ВМФ, в ближайшее время будут проверены все системы ЛОХ на российских подводных лодках. Однако отказываться от опасной системы пожаротушения военные не собираются. Как заявил помощник главкома ВМФ Игорь Дыгало, эта система является в настоящее время самой эффективной для предотвращения и тушения пожаров в замкнутом пространстве в корпусе подводной лодки

Реклама