24 апреля ‘24, Среда

Генетики расшифровали ДНК пещерного медведя

Ученые объявили о расшифровке генома пещерного медведя возрастом 300 тысяч лет. На сегодня это древнейшая ДНК, которую удалось прочесть, за исключением той, что извлекается из вечной мерзлоты и льда.

Об этом говорится в статье немецких специалистов из Института эволюционной антропологии общества Макса Планка, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Извлечение ДНК из древних органических остатков сопряжено с большими трудностями, потому что за длительное промежутки времени она распадается на очень короткие фрагменты. Чуть легче манипулировать с ДНК организмов, «законсервированных» при низких температурах: например, не так давно ученые смогли прочитать геномы растений и беспозвоночных, вмерзших в арктические льды около 800 тысяч лет назад.

Самой древней прочитанной ДНК, которая происходит не из замороженных остатков, до настоящего времени считалась ДНК возрастом 120 тысяч лет, извлеченная из челюсти белого медведя в 2010 году в Норвегии. Однако авторы статьи смогли побить этот рекорд, разработав новую методику работы с поврежденной ДНК. Они научились «читать» очень короткие фрагменты ДНК длиной чуть больше 40 пар нуклеотидных оснований. Раньше такие фрагменты просто пропускались при анализе.

В результате генетики смогли извлечь митохондриальную ДНК из черепа пещерного медведя Ursus deningeri, найденного в испанской пещере. Такие медведи жили в среднем плейстоцене, около 300 тысяч лет назад. Сравнение ДНК U. deningeri с ДНК его родичей показало, что он был прямым предком пещерных медведей, обитавших в Восточной Европе, например Ursus spelaeus, вымершего около 28 тысяч лет назад.

Как отмечают авторы статьи, аналогичная методика может быть использована и для реконструкции ДНК древних людей.