28 марта ‘24, Четверг

В окрестностях Солнечной системы открыта блуждающая планета

Астрономы обнаружили недалеко от Солнечной системы планету-одиночку, которая не «приписана» к какой-либо звезде. Несмотря на свою небольшую массу, она свободно парит в космическом пространстве.

Описание наблюдений, проведенных американскими специалистами из Гавайского университета и их немецкими коллегами, будет опубликовано в журнале Astrophysical Journal Letters.

Ученые открыли планету-одиночку случайно, занимаясь поисками коричневых карликов с помощью наземного телескопа Pan-STARRS1 и космического телескопа WISE. Коричневыми карликами называются «несостоявшиеся» звезды, которые из-за низкой массы не могут разогреться до высоких температур. Холодная поверхность этих объектов испускает излучение в основном в инфракрасном диапазоне.

Когда астрономы обследовали звездное небо в районе созвездия Водолея, они заметили небольшой объект, который по интенсивности инфракрасного излучения превосходит даже самых красных коричневых карликов. Специалисты почти 2 года наблюдали за его движением и пришли к выводу, что перед ними – планета-одиночка, относящаяся к классу газовых гигантов.

Планета, обозначенная аббревиатурой PSO J318.5-22, в 6 раз превосходит Юпитер по массе и удалена от нас на расстояние в 80 световых лет. Это делает ее одним из самых легких свободно движущихся объектов в окрестностях Солнечной системы. Образовалась PSO J318.5-22 совсем недавно – около 12 миллионов лет. Судя по ее траектории, она происходит из движущейся группы звезд Беты Живописца. По массе PSO J318.5-22 уступает планетам, вращающимся вокруг этих звезд. Но это не помешало ей отправиться в «свободное плавание».

За последние годы ученые обнаружили немало экзопланет, однако практически все они были открыты косвенными методами. Прямо наблюдать за экзопланетами невозможно из-за сильного излучения звезд, вокруг которых они вращаются. Блуждающую планету же PSO J318.5-22 изучать гораздо проще. «Это замечательная возможность узнать побольше о том, какими были газовые гиганты вроде Юпитера вскоре после своего рождения», - пояснил Найл Дикон, один из авторов статьи.