29 марта ‘24, Пятница

Астероид, погубивший динозавров, навредил и родичам кенгуру

Ученые выяснили, что массовое вымирание в конце мелового периода (около 66 млн лет назад), положившее конец эре динозавров, пагубно отразилось также на сумчатых млекопитающих и их родичах. В результате они полностью исчезли в Северном полушарии.

К такому выводу пришли британские и американские палеонтологи, чья статья опубликована в журнале ZooKeys.

В наши дни к сумчатым относится около 330 видов. Однако все они, за исключением североамериканского виргинского опоссума, живут в Южном полушарии, в Австралии и Южной Америке. Авторы статьи решили проследить эволюционную историю сумчатых, а также близких к ним вымерших млекопитающих, известных под названием Metatheria.

Для этого ученые проанализировали все известные находки метатерий - в основном они представлены отдельными зубами, бугорки на которых, однако, позволяют легко отличить представителей этой группы от плацентарных млекопитающих.

Древнейшим метатерием является Sinodelphys из нижнемеловых отложений формации Исянь возрастом около 125 млн лет, тогда как первые метатерии, которых можно отнести к группе современных сумчатых, появились примерно за 10 млн лет до массового вымирания в конце мела.

В Европе и Азии находки метатерий единичны, однако в Северной Америке они очень распространены. По словам авторов работы, метатерии составляют от 35 до 60 % всех млекопитающих из знаменитой формации Хелл-Крик, в отложениях которой найдены многочисленные динозавры, жившие примерно за 2 миллиона лет до своего исчезновения. Только из Хелл-Крика известно 12 видов метатерий.

Однако на рубеже мела и палеогена видовое разнообразие североамериканских метатерий сократилось на 92% - из более поздних отложений Северной Америки, датируемых ранним палеоценом, известен всего один вид этих существ, Thylacodon montanensis. Это значит, что родичи сумчатых могли исчезнуть в Северном полушарии в то же время и по тем же причинам, что и динозавры, которые вымерли вообще на всех континентах.

Напомним, недавно ученые заявили, что причиной вымирания в конце мела стали сразу два бедствия, произошедшие в одно и то же время - извержение индийский вулканов и падение астероида в районе полуострова Юкатан.