18 апреля ‘24, Четверг

Палеонтологи оценили реальное разнообразие динозавров

Ученые вычислили, сколько всего видов динозавров обитало на Земле. Оказалось, что их число составляло около 2000, причем половина из них уже открыта.

К такому выводу пришли норвежские специалисты из Университета Осло, чья статья опубликована в журнале Philosophical Transactions of the Royal Society B.

Как известно, палеонтологическая летопись не отличается полнотой – не все виды организмов, которые когда-либо существовали, доходят до нас в виде окаменелостей. Авторы статьи создали математическую модель, которая позволяет оценить реальное разнообразие видов, исходя из имеющихся находок.

В основу модели легло распределение Пуассона – так называется формула, описывающая появление случайных событий, произошедших за фиксированный интервал времени. Обычно ее используют при моделировании радиоактивного распада и других нерегулярных явлений природы. Авторы статьи же протестировали модель на динозаврах.

Руководствуясь базой данных с сайта PaleoDB, ученые подсчитали, что за все время исследований было найдено 1124 вида динозавров, причем они были отмечены из различных точек всего 3122 раз. Больше всего было описано хищных динозавров-теропод (516 видов), за ними идут птицетазовые динозавры (360 видов) и растительноядные зауроподы (246 видов).

Чтобы оценить шансы динозавров на попадание в палеонтологическую летопись, авторы статьи учитывали, как часто встречаются уже известные виды. Из полученной экстраполяции следует, что всего на Земле обитало 1936 видов динозавров (минимум – 1543, максимум – 2468 видов). Больше всего было теропод: их разнообразие равнялось совокупному разнообразию птицетазовых и зауропод (эти группы были примерно эквивалентны по количеству видов).

Как отмечают исследователи, модель позволяет учитывать, что динозавры, жившие в одну эпоху, попадаются реже, а жившие в другую - чаще. Например, если судить только по обилию находок, то пик разнообразия динозавров и особенно зауропод в юрском периоде пришелся на самый его конец. Но модель говорит, что этот вывод – не более чем артефакт, связанный с неполнотой материала. В реальности больше всего видов динозавров жило в середине юры.