19 апреля ‘24, Пятница

Палеонтологи заглянули в глаза туллимонстру

Ученые представили еще одно доказательство того, что таинственный ископаемый «рыбослон» из США относится к позвоночным. Об этом свидетельствует строение его глаз.

Результаты исследования, проведенного британскими учеными из Университета Лестера, опубликованы в свежем выпуске журнала Nature.

Странное существо, получившее название Tullimonstrum gregarium, было обнаружено на территории штата Иллинойс еще в середине XX века. Оно происходит из отложений формации Мейсон-Крик, относящихся в позднему каменноугольному периоду (307-309 млн лет). Неповторимый облик туллимонстру придает длинный «хобот» на переднем конце тела, сзади у него располагается плавник. В США туллимонстр настолько популярен, что фирма U-Haul, сдающая в аренду грузовики и прицепы, даже разместила его изображение на своих автомобилях.

Уже много лет среди ученых не утихают споры о том, к какой группе животных принадлежит это 30-сантиметровое создание. Одни сближали его с моллюсками, другие – с червями-полихетами. Однако месяц назад группа американских специалистов разглядела у него хорду и на этом основании отнесла туллимонстра к круглоротым рыбам, которые в наши дни представлены миксинами и миногами.

На этот раз британский коллектив детально изучил глаза туллимонстра, располагающиеся на двух концах жесткой палочки перед основанием хобота.

С помощью сканирующего микроскопа ученые разглядели в них меланосомы – клеточные органеллы, содержащие пигмент меланин. Меланосомы расположены там несколькими слоями и подразделяются на круглые и цилиндрические. В других участках тела туллимонстра таких образований нет.

Спектрометрия показала, что эти структуры по химическому составу действительно соответствуют меланососам. Поэтому ученые уверены, что перед ними - окаменевшая сетчатка туллимонстра, точнее, ее пигментный эпителий, причем устроен он точно так же, как и у позвоночных животных.

У кольчатых червей, моллюсков и членистоногих в сетчатке имеются только округлые или слегка овальные тельца, содержащие пигмент. Цилиндрические тельца вдобавок к округлым можно найти только в глазах позвоночных животных. Из этого ученые сделали вывод, что туллимонстр – это просто очень необычная рыба, а не что-либо еще.