18 апреля ‘24, Четверг

Личинки дрозофил могут страдать от алкоголизма

Биологи выяснили, что нервная система личинок плодовых мушек-дрозофил, привыкших к этиловому спирту, при отсутствии алкоголя начинает хуже работать. Это явление, известное как похмельный синдром, наблюдается и у людей.

Результаты исследования, выполненного американскими биологами из Техасского университета в Остине, опубликованы в журнале Current Biology.

Авторы работы проверяли обучаемость двух групп личинок. Одна из них выращивалась в обычных условиях, в питательную среду другой добавляли 5%-й раствор этанола, так что насекомые постоянно находились в состоянии, аналогичном состоянию легкого опьянения человека.

Ученые периодически нагревали один из участков чашки Петри, в которой находились личинки, что заставляло их уползать оттуда. Напротив, на поверхность другого участка помещалось вещество, имеющее приятный для дрозофил запах. Это позволило измерить, как быстро реагируют личинки на изменение условий и насколько хорошо они запоминают различные участки.

Выяснилось, что «пьяные» личинки сначала ориентировались в пространстве хуже своих трезвых сородичей, однако примерно через 6 дней они привыкали к наличию в питательной среде алкоголя, так что их обучаемость восстанавливалась.

Однако затем, когда экспериментаторы лишали личинок спирта, их обучаемость вновь падала. «Это доказывает, что устойчивость к этанолу связана с адаптациями, которые нейтрализуют его действие. Когда же этанол перестает действовать, адаптации остаются и нарушают работу нервной системы», -- пояснил Брукс Робинсон, один из авторов работы.

Как утверждают исследователи, похожий механизм ответственен и за возникновение похмельного синдрома у людей.