19 мая ‘19, Воскресенье

Энтомологи подсчитали насекомых и пауков, живущих в тропическом лесу

Ученым впервые удалось с высокой точностью оценить разнообразие видов насекомых, пауков и других членистоногих, обитающих в тропиках. Для этого им пришлось целый год изучать почти полгектара панамского тропического леса.

Результаты исследования, выполненного энтомологами из Чехии, Канады, США и других стран, опубликованы в свежем выпуске журнала Science.

Членистоногие – это самый разнообразный тип животного царства. Большинство членистоногих живет в тропиках, однако сколько именно видов этих существ встречается на единицу площади тропического леса, до настоящего времени оставалось неизвестным. Это связано с тем, что биологи чаще всего выборочно собирают представителей отдельных групп, при этом игнорируя труднодоступные участки (такие, как высокие кроны деревьев).

Авторы работы решили восполнить этот пробел, проведя комплексное исследование заповедника Сан-Лоренцо в Панаме. Для этого они разбили тропический лес на 12 квадратов со сторонами 20 на 20 метров и затем с октября 2003 по октябрь 2004 года собирали там членистоногих всеми возможными способами – вручную, при помощи ловушек, а также окуривая деревья дымом. Ученые не обошли вниманием ни почву, ни верхние ярусы леса.

Над сбором и определением материала трудилось более 100 специалистов. В результате биологам удалось собрать с 0,48 гектаров леса почти 130 тысяч членистоногих, относящихся к 6144 видам. По расчетам ученых, всего в Сан-Лоренцо (его общая площадь равна 6000 гектаров) проживает от 18 до 44 тысяч видов. В среднем, учитывая характер распределения растительности, на одном гектаре леса обитают представители 64% всех видов заповедника.

Ученые говорят, что на один вид птиц заповедника Сан-Лоренцо приходится не менее 71-го вида членистоногих, а на один вид млекопитающих – не менее 270. Поэтому власти, желая сохранить биоразнообразие, должны обращать внимание не только на нужды крупных животных, но и на насекомых, пауков и клещей.