18 апреля ‘24, Четверг

Жуки-навозники ориентируются по Млечному пути

Энтомологи доказали, что Млечный путь помогает скарабеям катить шары по прямой линии. Эти жуки стали первыми насекомыми, у которых ученые обнаружили способность ориентироваться по звездному небу.

Результаты исследования, проведенного шведскими специалистами из Лундского университета и их южноафриканскими коллегами, опубликованы в журнале Current Biology.

Чтобы избежать пищевой конкуренции со стороны своих сородичей, скарабеи лепят из навоза шары и затем откатывают их на значительное расстояние, где поедают их в одиночестве, часто под землей. При этом жуки должны двигаться от навозной кучи по прямой линии. В противном случае они рискуют «заплутать» и вновь вернуться к началу маршрута, где другие навозники могут отнять их добычу.

В ходе предыдущих экспериментов ученые выяснили, что днем скарабеи ориентируются на Солнце, а ночью – на Луну. Однако оставалось неясным, как ведут себя жуки в безлунные ночи. Чтобы ответить на этот вопрос, исследователи наклеивали на головы насекомых шапочки из картона. Оказалось, что скарабеи, перестав видеть звезды, двигались, сильно петляя и отклоняясь от курса.

Это позволило доказать, что звезды используются навозникам в качестве ориентира. Затем ученые поместили жуков в планетарий Йоханнесбурга (ЮАР) и по очереди включали им различные части звездного неба. Они пришли к выводу, что насекомые могут воспринимать только свет Млечного пути. Если же им включали отдельные яркие звезды, то скарабеи оказывались дезориентированными.

Кроме того, ученые заметили, что перед тем, как начать движение, жуки вскарабкиваются на шары и исполняют особый «танец», поворачиваясь в разные стороны, чтобы «настроиться» на источники света. По мнению авторов статьи, на звездное небо могут ориентироваться также ночные бабочки и некоторые саранчовые.

Ряд сервисов предупредил о возможном запрете авторизации через Apple и Google