28 марта ‘24, Четверг

Вирусы украли у бактерий иммунитет

Ученые обнаружили у вируса холерных вибрионов ген иммунитета, который они украли у своих хозяев. Этот ген помогает вирусам преодолевать защитную реакцию бактерий. Открытие поможет лечить с помощью вирусов целый ряд заболеваний.

Результаты исследования, проведенного американскими микробиологами из Медицинского института Говарда Хьюза, опубликованы в свежем выпуске журнала Nature.

Считается, что геном вирусов содержит лишь самый минимум информации, необходимой для того, чтобы пораженная клетка синтезировала новые вирусные частицы. Однако авторы работы показали, что вирусы могут обладать гораздо более сложными свойствами, включая иммунитет. Для этого они изучили фагов, заражающих возбудителей холеры.

Оказалось, что вирус холерных вибрионов несет ген CRISPR/Cas. Ранее CRISPR/Cas был известен только у бактерий, у которых он отвечает за иммунную реакцию против фагов: в гене закодированы белки, присоединяющиеся к вирусным оболочкам и подающие сигнал к их уничтожению. Однако вирус смог «украсть» этот ген и приспособить его для своих целей.

Исследователи заражали возбудителей холеры двумя типами вирусов – теми, что обладают CRISPR/Cas, и теми, что его лишены. Оказалось, что вирусы с геном иммунитета гораздо быстрее адаптировались к защитным механизмам бактерий и полностью уничтожали их культуру, тогда как другие были менее агрессивны.

Как надеются авторы статьи, в будущем вирусы можно будет искусственно снабжать геном иммунитета, чтобы сделать их более эффективными при лечении бактериальных заболеваний. Кроме того, открытие иммунитета у вирусов является еще одним аргументом в пользу того, что вирусы представляют собой живые организмы.