20 апреля ‘24, Суббота

Ученые проверили зрение рыб-брызгунов

Брызгуны оказались самыми зоркими среди рыб. Ученые установили это с помощью таблиц, использующихся для проверки остроты зрения людей.

Результаты работы, проведенной британской исследовательницей Шелби Темпл из Бристольского университета, опубликованы в журнале Vision Research.

Брызгуны – это небольшие рыбы, которые живут в мангровых зарослях. Они сбивают насекомых с веток, прицельно выплевывая воду изо рта. Темпл решила выяснить, насколько острым зрением обладают эти «стрелки». С этой целью она модифицировала таблицы Ландольта, имеющиеся в кабинете у любого окулиста.

Эти таблицы состоят из замкнутых и разомкнутых окружностей (в форме букв О и С). Исследовательница показывала брызгунам две таких окружности: за плевок в разомкнутый кружочек рыбы получали кусочек корма. Постепенно уменьшая размер кружков, Темпл определила, до какой степени брызгуны способны их различать.

Оказалось, что угловое разрешение глаза брызгунов равняется 3,5 кружкам на градус (CPD), в то время как у остальных рыб, судя по строению их сетчатки, оно не превышает 1-2 CPD. Ученые отмечают, что даже морским млекопитающим, таким как киты и тюлени, по зоркости зрения удалось обогнать брызгунов максимум в полтора раза.

Для сравнения, острота зрения самых зорких хищных птиц составляет 120 CPD, человека и приматов - 60 CPD. Напомним, что недавно итальянские ихтиологи установили, что плеваться водой брызгунам помогает не сила мышц, а умелое использование свойств поверхностного натяжения воды.