25 апреля ‘24, Четверг

Творцами африканских «ведьминых кругов» оказались термиты

Немецкий эколог показал, что «ведьмины круги», кольца зеленой травы в африканской саванне, возникают благодаря деятельности термитов. Эти насекомые создают вокруг себя особую экосистему с повышенным биоразнообразием.

Результаты исследования, проведенного Норбертом Юргенсом из Гамбургского университета, опубликованы в свежем выпуске журнала Science.

«Ведьмины круги» могут существовать десятки лет, оставаясь зелеными даже в засушливые периоды. Ученые долгое время не могли найти причины их возникновения. Одни специалисты объясняли феномен «ведьминых кругов» особенностями почвы, другие - самоорганизацией растительного сообщества.

Чтобы разобраться в этом вопросе, Юргенс, начиная с 2006 года, совершил более 40 поездок по Анголе и изучил свыше 1200 ведьминых кругов. Ученый сравнивал состав их почвенной фауны в разные сезоны и обнаружил, что их постоянными обитателями являются песчаные термиты Psammotermes allocerus.

Термиты-садоводы

Представители этого вида, в отличие от своих других термитов, не строят надземных гнезд, а прокапывают подземные галереи на глубине в несколько десятков сантиметров. При этом термиты уничтожают часть попадающихся им корешков, так что внутри «ведьминого круга» и за его пределами растительность исчезает.

Зеленые насаждения такой формы благоприятствуют накоплению влаги, которая необходима для жизнедеятельности термитов. После дождя вода быстро просачивается сквозь голый песок в центре круга и аккумулируется на его границах. В результате в почве поддерживается постоянная 5% влажность.

В «ведьминых кругах», созданных усилиями термитов, живут многие насекомые, ящерицы и мелкие млекопитающие. Поэтому, по подсчетам автора статьи, их биоразнообразие в среднем в 10-20 раз выше, чем у окружающей пустыни. Гибнут же «ведьмины круги» из-за того, что термитов вытесняют муравьи.

В России разработали углеродный калькулятор