28 марта ‘24, Четверг

5 необычных фактов о дельфинах

Дельфины обладают очень сложным социальным поведением, так что ученые продолжают открывать всё новые факты об этих удивительных животных. У дельфинов есть имена и у они помнят своих товарищей десятилетиями. Некоторые дельфины ведут себя как «маменькины сынки», а другие дружат с кашалотами.

Не так давно исследователи пришли к выводу, что каждый дельфин обладает индивидуальным ультразвуковым сигналом. Он служит «визитной карточкой» животного: дельфины из одной стаи часто не видят друг друга в толще воды, и, перекликаясь, проверяют, все ли на месте. Сначала гипотеза об дельфиньих именах была проверена на животных из океанариума, а затем ученые подтвердили ее справедливость в условиях дикой природы. Для этого им пришлось несколько месяцев плавать за стаями дельфинов-афалин у побережья Шотландии.

На днях другие исследователи заявили, что дельфины могут вспоминать имена своих товарищей даже после долгой разлуки с ними. Так, старая самка дельфина смогла распознать сигналы своего партнера, с которым она резвилась в молодости, хотя с момента их последней встречи прошло 20 лет. Наличие столь устойчивой социальной памяти ставит дельфинов в один ряд с человеком.

Некоторые особенности семейной жизни также роднят дельфинов и людей. Например, недавно биологи выяснили, что касатки, крупные хищные дельфины, продолжают зависеть от своих матерей даже во взрослом возрасте и живут с ними в одной стае. Когда старые матери умирают, смертность среди их сыновей-касаток возрастает. Скорее всего, касатки-матери отгоняют от своих сыновей хищников и помогают им добывать пропитание.

Дельфины могут налаживать отношения даже со своими врагами. Недавно исследователи обнаружили дельфина-инвалида с кривым позвоночником, который прибился к стае кашалотов. Обычно кашалоты враждуют с дельфинами, но для больной особи они сделали исключение. По-видимому, дельфин-инвалид не мог угнаться за своими сородичами, и с более медлительными кашалотами ему было комфортнее.

Быстроходность дельфинов, как показали специалисты, объясняется рекордной мощностью их хвостов. Изучив видеозаписи плавающих афалин, ученые установили, что сила удара хвоста этих животных может достигать 1800 ньютонов. В среднем она в два раза меньше - около 890 Н, однако даже в этом случае дельфин оставляет далеко позади олимпийских чемпионов по плаванью - сила их ударов об воду не превышает 310 Н.