29 марта ‘24, Пятница

Самки жуков-листоедов оказались заботливыми матерями

Энтомологи установили, что материнский инстинкт есть даже у жуков-листоедов. Эти насекомые «выпасают» своих личинок и защищают их от врагов.

Результаты исследования, проведенного американскими специалистами из Смитсоновского института тропических исследований, опубликованы в журнале Zookeys.

Известно, что очень развитое социальное поведение является отличительной особенностью муравьев, ос и термитов. Однако его зачатки, прежде всего забота о потомстве, встречаются во многих группах насекомых. Авторы работы решили выяснить, имеются ли признаки социального поведения у тропических жуков-листоедов из подсемейства Chrysomelinae.

Листоеды – это одно из самых многочисленных семейств жуков, с которым сталкивается каждый огородник - к листоедам относится знаменитый колорадский жук. Проанализировав литературные данные и результаты собственных наблюдений, энтомологи выявили среди тропических листоедов 8 видов, для которых характерна забота о детях.

Самки этих видов (они относятся к трем родам - Doryphora, Platyphora и Proseicela) активно защищают личинок, после того как те выводятся из яиц. Взрослые насекомые располагаются в районе черешка и не позволяют заползти на лист другим насекомым. При появлении чужеродного объекта они атакуют его и начинают раскачиваться и трясти лист. Энтомологи видели, как самка листоеда прогнала таким образом муравья. В состояние возбуждения жуков-матерей приводила даже палочка, поднесенная учеными к листу.

Больше всего жуки уделяют времени личинкам на первом этапе их развития, когда они все вместе «пасутся» на самом первом своем листе, где была расположена кладка яиц. По мере того, как этот лист съедается, личинки начинают небольшими группами разбредаться по растению, так что матери становится всё сложнее за ними следить. На этом этапе самка перемещается от одной группы личинок к другой и пытается снова собрать их вместе.

Энтомологи надеются, что сравнение социального поведения различных листоедов поможет разобраться с их систематикой и эволюцией.