19 апреля ‘24, Пятница

Биологи доказали, что у лососей есть врожденный компас

Ученые представили новые свидетельства, доказывающие, что лососи могут ориентироваться по магнитному полю Земли. Такая способность есть даже у недавно выведшихся мальков.

Результаты исследования, проведенного американскими ихтиологами из Университета штата Орегон, опубликованы в журнале Current Biology.

Тихоокеанские лососи (Oncorhynchus tshawytscha) выводятся в пресных реках и затем преодолевают сотни километров, чтобы добраться до мест кормежки в океане. Специалисты давно подозревали, что во время таких путешествий они ориентируются на магнитное поле Земли. Авторы статьи экспериментально доказали, что лососи уже с первых дней жизни знают, как именно интерпретировать его силовые линии.

В опытах были задействованы 5-сантиметровые мальки лосося, выведенные в искусственных условиях и никогда не бывавшие в море. Ученые помещали мальков в емкости с водой с медной проволокой. Пуская электрический ток по проволоке, исследователи имитировали состояние магнитного поля Земли на разных широтах.

Оказалось, что уже спустя 8 минут рыбки начинали реагировать на магнитное поле, в массе двигаясь в том или ином направлении. Когда в контейнерах создавалось магнитное поле, соответствующее южной границе мест кормежки в океане, мальки плыли на север, и наоборот. Следовательно, в их мозгу как бы запечатлена магнитная карта участков океана, где плавали многие поколения их предков.

Ученые подчеркивают, что магнитное поле Земли очень слабо – мальки реагируют на его изменения даже тогда, когда их не улавливает обычный компас. В природе магнитное поле Земли могут заглушать дамбы, электрические провода и другие рукотворные металлические объекты, что может приводить к дезориентации лососей.