28 марта ‘24, Четверг

В Китае обнаружены осы, которые строят «баррикады» из муравьев

Энтомологи открыли новый вид ос, которые изобрели уникальный способ заботы о потомстве – они строят «баррикады» из мертвых муравьев у входа в хранилище со своими яйцами.

Об этом говорится в статье немецких ученых из Фрайбургского университета, опубликованной в журнале PLOS ONE.

Многие одиночные осы обустраивают укрытия для своего потомства и даже запасают для него пищу. В частности, ученым было известно, что осы рода Deuteragenia (семейство Pompilidae) откладывают яйца в полые стебли тростника, разделяя их на отсеки прослойками грязи. Отсеки идут друг за другом, в каждом из них находится по яйцу, но самый последний отсек у входа в тростинку представители Deuteragenia оставляют пустым или забивают растительным мусором.

Чтобы детальнее изучить репродуктивное поведение этих ос, авторы статьи соорудили в лесу на юго-востоке Китая специальные ловушки из связок тростника. Когда осы откладывали в них яйца, ученые вскрывали стебли, чтобы изучить устройство укрытий. Всего исследователи изучили более 800 тростинок с яйцами – к их удивлению, в 70 случаях внешняя камера укрытий была заполнена не грязью или листьями, а мертвыми муравьями.

Ученые дорастили до взрослого состояния яйца, извлеченные из стеблей с муравьями, и поняли, что перед ними – новый вид. Он получил название Deuteragenia ossarium - оно происходит от латинского слова «оссуарий», которым обозначаются сооружения для хранения костей. Подсчеты показали, что в среднем осы этого вида кладут во внешнюю камеру тростинки 5-7 мертвых муравьев, максимум 13, причем муравьи могут относиться к разным видам.

По мнению исследователей, муравьи обеспечивают защиту яиц – вещества, содержащиеся в их покровах, отпугивают потенциальных врагов. Авторы статьи отмечают, что некоторые насекомые специально поселяются в целях безопасности рядом с муравейниками, но лишь осы Deuteragenia ossarium «додумались» защищаться с помощью муравьиных трупиков.

ЦБ предупредил о новой схеме мошенников, маскирующихся под «налоговиков»