16 февраля ‘19, Суббота

Обоняние у слонов оказалось лучше, чем у собак

Ученые выяснили, что африканские слоны обладают неожиданно большим числом генов, ответственных за обоняние. По этому показателю они превосходят даже собак.

Результаты исследования, проведенного японскими генетиками из Университета Токио, опубликованы в журнале Genome Research.

Позвоночные обладают множеством обонятельных рецепторов, ответственных за восприятие различных запахов. Гены, в которых закодированы эти рецепторы, образуют самые крупные мультигенные семейства (группы) в геномах млекопитающих. Авторы статьи решили произвести «перепись» таких генов у 13 видов плацентарных млекопитающих.

Всего ученые выявили у изученных видов более 10 тысяч разных генов, в которых закодированы обонятельные рецепторы. К удивлению исследователей, африканские слоны оказались обладателями около 2000 генов, связанных с обонянием - это в два раза больше, чем у собак, и в пять раз больше, чем у людей.

Так много генов, отвечающих за обоняние, слоны приобрели, увеличивая в геноме число копий «обонятельных» генов, доставшихся им от предков. Например, один из таких предковых генов слоны скопировали 84 раза, тогда как люди так и остались с одной его копией.

«Функции многих этих генов пока неясны, но, скорее всего, они помогают слонам выживать в условиях саванны», -- пояснил Йошихито Нимиура, соавтор работы. По его словам, «нос слонов не только длинный, но и исключительный по своим качествам».

Напомним, недавно физиологи выяснили, что обонятельные рецепторы человека способны различить примерно триллион запахов.