20 апреля ‘24, Суббота

Биологи научили рыб передвигаться по суше

Ученые экспериментально доказали, что в далеком прошлом рыбы действительно могли выйти на сушу и стать четвероногими животными. Этот феномен удалось продемонстрировать на примере современных многоперовых рыб.

Результаты исследования, проведенного канадскими биологами из Университета Макгилла, опубликованы в свежем выпуске журнала Nature.

Считается, что первые четвероногие (тетраподы), такие как ихтиостега, произошли около 400 миллионов лет назад от лопастеперых рыб, когда те стали передвигаться по суше. Авторы статьи решили воспроизвести этот процесс в наши дни, работая с африканскими многоперами Polypterus, которые по морфологии напоминают гипотетических предков тетрапод.

В ходе эксперимента ученые выращивали одну группу мальков Polypterus исключительно на твердой поверхности, и другую - в воде. Поскольку у многоперов имеется легкое, то они могут дышать атмосферным воздухом. В природе в случае пересыхания водоемов многоперы способны переползать из одной лужи в другую, хотя никогда не живут на суше постоянно.

Выяснилось, что представители Polypterus, проведшие много времени за пределами своей родной стихии, стали выше держать голову и при ползании начали плотнее прижимать плавники к телу. При этом изменился и их скелет - у сухопутных многоперов ключица сузилась и удлинилась примерно на 10%, а ее контакт с клейтрумом (другая кость плечевого пояса) стал прочнее.

Похожие изменения в скелете лопастеперых рыб и первых тетрапод, сопровождавшие выход на сушу, прослеживаются и по окаменелостям. Благодаря этому укрепились их передние конечности. По мнению ученых, открытие доказывает: в экстремальных условиях предки четвероногих могли быстро измениться благодаря морфологической и поведенческой пластичности своего организма.

Напомним, недавно палеонтологи выяснили, что у лопастеперой рыбы Tiktaalik имелись тазовые кости, похожие на таз древнейших тетрапод.