29 марта ‘24, Пятница

Ящерицы оказались способны к социальному обучению

Биологи выяснили, что учиться у своих сородичей могут не только люди и человекообразные обезьяны, но и рептилии. Следовательно, способность к социальному обучению универсальна для позвоночных.

Результаты исследования, проведенного британскими учеными из Университета Линкольна, опубликованы в журнале Animal Cognition.

Долгое время считалось, что социальное обучение - осмысленная имитация действий сородичей - встречается только среди приматов. Однако недавно было показано, что обучать друг друга способны и птицы. На этот раз биологи выяснили, что данная способность свойственна также рептилиям - а именно, бородатым агамам (Pogona vitticeps), которые принимали участие в эксперименте.

Всего в опыте было задействовано 12 ящериц, ни одна из которых ранее не участвовала в когнитивных экспериментах. Сначала исследователи обучили одну из них открывать головой проволочную дверь в вольере. Дверь крепилась на небольших рельсах и скользила вправо или влево, когда агама ее толкала. В качестве вознаграждения за открытую дверь животное получало личинку мучного хрущака.

Затем обученная ящерица демонстрировала свое искусство остальным агамам. Оказалось, что все они быстро освоили навык открывания двери, причем толкали ее в ту же сторону, что и животное-«учитель». Среди ящериц из контрольной группы, не видевших действий обученной агамы, ничего подобного не наблюдалось, что доказывает - такое поведение не является частью их спонтанной активности.

«Мы впервые доказали, что рептилии способны усваивать новую информацию путем имитации», -- пояснила Анна Вилкинсон, соавтор работы.