21 августа ‘17, Понедельник

Биологи доказали, что пауки-сенокосцы «склеивают» своих жертв

Ученые выяснили, что некоторые пауки-сенокосцы пользуются специальным клеем для ловли добычи. Эта субстанция столь эффективна, что фиксирует добычу после первого же прикосновения.

Результаты исследования, проведенного немецкими учеными из Кильского университета, опубликованы в журнале The Journal of Experimental Biology.

Специалистам известно, что длинноногие пауки-сенокосцы из семейства Nemastomatidae несут на своих педипальпах (ротовых придатках) клейкие волоски, однако их предназначение оставалось неясным. Чтобы разобраться в этом вопросе, ученые поймали нескольких сенокосцев и предоставили в их распоряжение ногохвосток - маленьких прыгучих беспозвоночных, которые являются наиболее обычной добычей этих пауков.

Записав сцены охоты сенокосцев на высокоскоростную видеокамеру, ученые обнаружили - за секунду до того, как броситься на ногохвостку, они выделяют на педипальпах крошечные капли клея. Затем они прикасаются педипальпами к жертве и притягивают ее к себе - чтобы надежно зафиксировать вырывающуюся ногохвостку, сенокосцам достаточно лишь один раз коснуться ее.

Анализ клея показал, что по своим физическим свойствам он близок к жидкости, которой покрыты ловчие листья насекомоядных растений (например, росянок). Клей сенокосцев идеально прилипает к покровам ногохвосток - хотя известно, что обычные жидкости, как нейтральные, так и состоящие из заряженных молекул, их практически не смачивают.

Кроме того, в капельках клея на педипальпах ученые обнаружили оторванные чешуйки, покрывающие ногохвосток. Возможно, они используются ногохвостками как защита от «залипания» - похожую функцию выполняют чешуйки на крыльях бабочек и ручейников. Обсыпаясь, они не дают этим насекомым прилипнуть к клейкой паутине.

21.8.2017, 8:35
Мэр Владивостока Игорь Пушкарев, арестованный по делу о злоупотреблении должностными полномочиями, обратился к президенту России Владимиру Путину с открытым письмом.
21.8.2017, 3:7
Президент США Дональд Трамп в понедельник объявит об отправке в Афганистан дополнительно четыре тысячи американских военнослужащих, сообщил в воскресенье телеканал CBS со ссылкой на собственные источники.