29 марта ‘24, Пятница

Генетики выяснили, почему кошки нашли общий язык с человеком

Ученые проследили, какие гены кошек изменились в процессе их одомашнивания. Оказалось, что изменения затронули ген, связанный с реакцией на вознаграждение в виде пищи.

Об этом говорится в статье американских генетиков из Медицинской школы при Вашингтонском университете, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Считается, что кошки были одомашнены гораздо позже собак - это произошло, если верить археологам, около 9500 лет назад, тогда как собаки стали друзьями человека более 30 000 лет назад. Тем не менее, авторы статьи предположили, что даже за непродолжительное время соседства людей и кошек в геноме последних произошли важные изменения.

Чтобы выявить их, ученые сравнили ДНК домашних кошек и лесных котов (Felis silvestris), их непосредственных предков, живущих в наши дни в Европе и Азии. Выяснилось, что наиболее сильно у домашних кошек изменились 5 хромосомных участков, содержащих 13 генов. Среди них - GRIA1, ген рецептора глутамата.

Ранее было показано, что у мышей ген GRIA1 влияет на способность к обучению, связанную с пищевым подкреплением. Неудивительно, что GRIA1 был особенно важен для кошек в ходе их одомашнивания, поскольку стимул в виде пищи был главным двигателем этого процесса: скорее всего, люди стали подкармливать кошек в ходе неолитической революции, чтобы те охраняли запасы зерна от грызунов.

Кроме того, у домашних кошек изменились гены DCC и PLEKHH1. Первый из них активируется в нейронах, чьим нейромедиатором служит дофамин, отвечающий за чувство удовольствия. Если в DCC происходят нарушения, то это сказывается на памяти и обучаемости. Ген PLEKHH1 также связан с поведением - мутации в нем у людей связаны с психиатрическими расстройствами.

По словам ученых, селекция кошек велась в основном с упором на их внешний облик, включая длину шерсти и окраску. Тем не менее, исследование доказывает, что одомашнивание затронуло и поведенческие гены. Напомним, недавно археологи установили, что древние китайские фермеры были любителями кошек. Они заботились о своих питомцах и подкармливали их уже 5300 лет назад.