16 февраля ‘19, Суббота

Сетчатокрылые насекомые «шьют» саван для убитых термитов

Японский ученый установил, что сетчатокрылые насекомые из семейства Berothidae используют шелковые нити при охоте на термитов. Беротиды сплетают их над трупами своих жертв.

О своих наблюдениях Токанори Коматсу из Университета Шиншу рассказал на страницах журнала Insectes Sociaux.

Berothidae - это семейство небольших насекомых из отряда сетчатокрылых (Neuroptera), насчитывающее около 100 видов. О биологии беротид известно очень мало. Согласно отрывочным наблюдениям, личинки некоторых беротид из подсемейства Berothinae питаются термитами. Коматсу удалось в лаборатории проследить за охотой личинок Isoscelipteron okamotonis, единственного вида беротид, живущего в Японии.

Ученый поймал оплодотворенную самку этого вида и вывел потомство из снесенных ее яиц. Затем он подсаживал личинок беротид в искусственные гнезда термитов Reticulitermes speratus. Выяснилось, что эти существа жадно набрасываются на термитов и кусают их своими удлиненными челюстями. Укус быстро парализует жертв, после чего беротиды высасывают из них содержимое.

Останки убитых термитов беротиды складируют в небольшие кучки и оплетают их шелковыми нитями, секретом видоизмененных мальпигиевых сосудов (органы выделения насекомых). В эту сеть затем попадаются всё новые жертвы. Личинка первого возраста съедает 7-8 термитов, однако после первой линьки она перестает питаться. После второй линьки личинка вновь возвращается к своему ремеслу.

Из 67 яиц ученому удалось вырастить только одно взрослое насекомое - все остальные личинки погибли (до окукливания дожили только 3). По словам Коматсу, это первая беротида Старого света, выведенная в лабораторных условиях.