29 марта ‘24, Пятница

Муравьи пользовались испанскими галеонами для расселения

Генетики реконструировали маршрут расселения огненного муравья, первого насекомого, которое расселилось по всему свету благодаря деятельности человека. Выяснилось, что ключевую роль в его распространении сыграли испанские торговцы.

Об этом говорится в статье американских ученых из Университета Иллинойса, опубликованной в журнале Molecular Ecology.

Инвазивные виды, которые расселяются за пределы своего естественного ареала из-за хозяйственной деятельности человека, зачастую представляют серьезную угрозу для местных экосистем и даже для самих людей. К таким видам относится огненный муравей Solenopsis geminata, чьи болезненные укусы представляют особую опасность для аллергиков.

Изначально Solenopsis geminata жил лишь в Новом свете, а затем расселился по тропикам Африки, Азии и Австралии. Чтобы выяснить, как это произошло, авторы статьи проанализировали генетическое разнообразие различных популяций жалящего муравья. Выяснилось, что впервые он попал на новые территории в XVI веке, когда испанцы развернули торговлю со своими колониями.

Судя по генетическим данным, родиной муравьев-переселенцев является Мексика – именно там, в городе Акапулько, располагался крупнейший испанский порт на Тихом океане. Оттуда муравьи «переехали» в Манилу (Филиппины), которая служила испанцам перевалочным пунктом при торговле с Китаем. Из Манилы муравьи были завезены в Тайвань, а оттуда они проникли в Старый Свет.

Как отмечают ученые, генетическое разнообразие муравьев падало в каждой новой точке их маршрута, поскольку торговцы «прихватывали» с собой лишь небольшую часть исходной популяции. Происходило же это, когда моряки загружали в свои корабли в качестве балласта почву, а затем высыпали ее в пункте назначения, чтобы освободить место для товара.