20 апреля ‘24, Суббота

Невесомость сделала гекконов игривыми

Российские биологи выяснили, что пребывание в невесомости способно вселить игривое настроение даже в самых угрюмых рептилий. Находясь на борту космического аппарата, они начинают играть в футбол окружающими предметами.

Об этом говорится в статье специалистов из Института морфологии человека, опубликованной в журнале Journal of Ethology.

Гекконы оказались в космосе в рамках эксперимента с космическим беспилотным аппаратом «Бион-М». Весной 2013 года он был запущен с мышами, песчанками, гекконами, рыбами и прочими существами на борту. После 30 дней, проведенных на орбите, «Бион-М» совершил удачную посадку - правда, за это время из-за проблем с электропитанием погибла большая часть грызунов.

Пяти гекконам повезло больше, хотя первоначально эксперимент с ними тоже начался не совсем удачно. Всем ящерицам ученые надели на шею по цветному кольцу для облегчения их идентификации, однако одна из рептилий перед запуском смогла его снять. Тем не менее, именно благодаря этому предмету выяснилось, что в космосе гекконы куда более игривы, чем на Земле.

На протяжении всего эксперимента ящерицы своей головой футболили кольцо, парящее в невесомости - об этом свидетельствуют записи с видеокамер. Иногда гекконы просто отталкивали кольцо, когда оно к ним подлетало. Однако часто эти рептилии специально подбирались к лежащему кольцу и подбрасывали его мордой, а затем наблюдали, куда оно полетит. Интересно, что каждая особь играла с объектом по-своему.

Как отмечают ученые, на Земле рептилии из-за пониженного метаболизма крайне редко играют с какими-либо предметами, а за гекконами этого не наблюдалось ни разу. Наиболее игривыми среди пресмыкающихся являются крокодилы - напомним, недавно было показано, что они часто развлекают себя играми как с неживыми объектами, так и со своими сородичами.